Инвестиционная деятельность в регионе
Инвестиционная привлекательность и инвестиционная деятельность
Необходимо отметить, что между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью существует тесная взаимосвязь.
Таким образом, эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность — инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот.
Под инвестиционной привлекательностью на макроуровне понимаются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложения инвестиций с целью развития национальной экономики.
Инвестиционная привлекательность на макроуровне зависит от следующих факторов:
· политической стабильности и ее предсказуемости на будущее;
· основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики (уровня инфляции, темпов роста ВВП, объемов выпуска важнейших видов промышленной продукции, процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, дефицита бюджета и др.) и их прогноза на будущее;
· наличия и степени совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности;
· степени совершенства налоговой системы в стране;
· социальной, в том числе и криминогенной обстановки в стране;
· степени инвестиционного риска и др.
Необходимо отметить, что инвестиционная привлекательность на макроуровне создает как бы общий фон и для инвестиционной привлекательности на региональном уровне и уровне отдельного предприятия. И в то же время инвестиционная привлекательность на этих уровнях может существенно отличаться от общего фона.
Инвестиционная привлекательность регионов — интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков.
Инвестиционная привлекательность того или иного региона России зависит от многих факторов:
· степени индустриального развития региона;
· географического расположения и природно-климатических условий;
· уровня развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности;
· существенности имеющихся льгот для инвесторов в регионе;
· наличия полезных ископаемых и степени выгодности их разработки и др.
Под инвестиционной привлекательностью предприятия (организации) понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.
Инвестиционную привлекательность предприятия (организации) характеризуют такие факторы:
· показатели эффективности работы предприятия в динамике;
· показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в динамике;
· перспективы развития предприятия и возможности сбыта продукции;
· репутация предприятия (имидж) на внутреннем и международном рынке;
· рыночный курс акций предприятия;
· величина чистой прибыли, приходящаяся на одну акцию, и др.
Понятия «инвестиционная деятельность» и «инвестиционная привлекательность» тесно связаны между собой. В данном случае, инвестиционная привлекательность является фактором, а инвестиционная деятельность — следствием.
Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности. Создание хороших условий для выгодного вложения инвестиций является основой для расширения инвестиционной деятельности. При их отсутствии инвестиционная деятельность снижается.
Не секрет, что российскую экономику до сих пор боятся инвестировать иностранные инвесторы. Как правило, их останавливает неудовлетворительное состояние нашей экономики, часто происходящие политические изменения, несовершенство российского законодательства, и в частности в области инвестиций.
В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (в редакции Федерального закона № 22-ФЗ от 2.01.2000 г.) понятие «инвестиционная деятельность» трактуется следующим образом: «инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Это — официальная трактовка понятия «инвестиционная деятельность». В научной литературе приводятся и другие определения этого понятия.
Подинвестиционной деятельностью необходимо понимать деятельность юридических, физических лиц и государства, направленную на привлечение и увеличение средств для реализации инвестиционного процесса с целью получения экономического и социального эффекта.
Из этого определения следует, что чем больше средств направляется на инвестиции, тем выше уровень инвестиционной деятельности. Масштабы инвестиционной деятельности на макроуровне характеризуют следующие показатели:
· совокупный объем привлеченных инвестиций и направленных на развитие экономики страны;
· объем реальных инвестиций, в том числе капитальных вложений, направленных на развитие экономики страны;
· доля инвестиций в ВВП и национальном доходе;
· доля капитальных вложений в ВВП и национальном доходе;
· общий объем привлеченных иностранных инвестиций, их доля в общих инвестициях;
· темпы роста и прироста инвестиций в динамике, в том числе капитальных вложений;
· темпы роста и прироста ВВП и национального дохода;
· темпы роста и прироста объема выпуска важнейших видов промышленной продукции;
· коэффициент ввода и выбытия основных производственных фондов и др.
Масштабы инвестиционной деятельности на микроуровне характеризуют следующие показатели:
· капитальные вложения в динамике, направленные на развитие производства;
· доля чистой прибыли, направляемой на развитие производства;
· масштабы деятельности предприятия в динамике;
· ввод в действие производственных мощностей в динамике;
· темпы ввода и выбытия основных производственных фондов;
· величина долгосрочной кредиторской задолженности;
· величина инвестиций в сопоставимых ценах в динамике;
· величина привлеченных иностранных инвестиций и др.
Региональные инвестиции
Какие существуют цели регионального инвестирования, чем представлены основные показатели привлекательности региона для инвестирования и какие меры должны быть направлены для притока капиталовложений?
Региональные инвестиции — это общее количество затрат всех субъектов предпринимательской деятельности, населения региона и управленческих структур, направленных на долгосрочные капиталовложения в определенные отрасли экономической деятельности в обозначенном регионе. Инвестиции в рамках определенного региона преследуют ряд целей и задач, которые позволяют как повысить привлекательность территории для потенциальных инвесторов, так и увеличить экономическую стабильность региона в целом.
Цели и особенности регионального инвестирования
В рамках региона инвестирование предусматривает достижение нескольких наиболее важных целей:
- Получение максимально возможного дохода или прибыли;
- Повышение хозяйственной и экономической самостоятельности региона;
- Ликвидация существующей диспропорции в развитии нескольких отраслей хозяйственной деятельности;
- Улучшение существующей структуры производства;
- Разрешение социальных задач и проблем (создание новых рабочих мест, повышение уровня заработных плат в определенных отраслях);
- Создание надежной и устойчивой финансовой базы региона.
Региональные инвестиции имеют важное значение не только в рамках определенной территории, но и всего государства, вне зависимости от формы устройства (будь-то федеративная или унитарная республика). Поэтому инвестиции в регионе с точки зрения государственного аппарата способствуют:
- Выравнивание уровня социально-экономического развития всех регионов;
- Решение ряда проблем управленческого и экономического характера, которые имеют явную привязку к определенному региону;
- Устранение существующих деформаций между соседними регионами;
- Улучшение экономического и социального положения государства в целом.
Главной особенностью регионального инвестирования является осуществление капиталовложений за счет муниципальных источников.
Такими источниками являются местные бюджеты, средства населения региона, а также средства частных предприятий и организаций. Региональное инвестирование является неотъемлемой частью федеральной инвестиционной политики, поэтому наряду с инвестированием из муниципальных источников, производится инвестирование региона посредством предоставления централизованных (общегосударственных) капиталовложений, а также поступления средств из других, более развитых регионов.
Реализация регионального инвестирования
На сегодняшний день региональное инвестирование представляет повышенный интерес не только для государства в целом и органов власти, как способ достижения экономико-социальных результатов, но и для частных инвесторов, как возможность получать прибыль с потенциально выгодной с точки зрения экономической деятельности территории. Так, крупные и развитые регионы недоступны для инвесторов с меньшим опытом и средствами — огромная конкуренция и четкая разделенность рынка дает о себе знать. Другие же регионы являются своеобразной золотой жилой для многих инвесторов — имеется возможность выгодно вкладываться в различные сферы хозяйственной деятельности, начиная от мелкой и средней бизнес-деятельности, и заканчивая фондовыми рынками и развитием рекреационной и жилищной инфраструктуры.
К сожалению, в Российской Федерации инвестирование в регионы развито очень слабо. Примером тому могут послужить статистические показатели разницы в уровне жизни и доходах населения крупных территориальных единиц и более мелких, отдаленных от привычных центров бизнес-деятельности. Причин тому множество — несовершенство федеральной политики, явная цель сосредоточить все управление в своих руках местными властями, создание непреодолимых бюрократических барьеров как для иностранных инвесторов, так и для отечественных. Необходимо отметить и наличие недобросовестной конкуренции среди компаний, занимающих монопольное положение в регионе, а также отсутствие контроля за таковой конкуренцией со стороны властей.
Как определить инвестиционную привлекательность региона?
Для того, чтобы потенциальный инвестор мог определить целесообразность инвестирования в определенный регион, необходимо обращать внимание на различные макроэкономические показатели, свидетельствующие об эффективности функционирования экономики в территориальной единице. К таким показателям относятся: уровень жизни населения, потребительских цен, безработицы, среднемесячной заработной платы и обеспеченности населения, количество выпускаемого внутреннего продукта и внешний товарооборот, объем производства, который приходится на душу населения.
Оценка предусматривает включение в себя и учет всех вышеперечисленных факторов. Отметим невозможность комплексной и правдивой оценки экономической привлекательности региона только по нескольким показателям, поскольку все они взаимосвязаны между собой.
Необходимо учитывать и два важных момента, которые четко определяют привлекательность территориальной единицы для частного инвестора:
- Экономические возможности и привлекательность региона. Помимо вышеперечисленных факторов, необходимо учитывать и местную законодательную базу, существующие ставки муниципального налогообложения, открытость региона и властей в частности для инвестиционной деятельности, уровень защиты от инвестиционных рисков.
- Экономические возможности и привлекательность выбранного объекта. На данном этапе необходимо провести оценку возможностей отрасли, в которую собирается вкладывать средства инвестор, а также состояние субъектов хозяйственной деятельности в избранной сфере.
Читайте так же про инвестиционную привлекательность Российской Федерации. .
1.
Иностранные (международные) инвестиции в России.
Как формируется инвестиционный портфель и что такое портфельные инвестиции.
Что такое альтернативные инвестиции.
Что такое инвестиционная привлекательность региона и их составляющие.
Какие механизмы привлечения инвестиций в регионы наиболее эффективны и во что выгодно вкладывать?
Анна Нестерова, член президиума генерального совета «Деловой России», основатель компании ООО «Глобал Рус Трейд»:
— В последние годы появилось большое количество инструментов, которые помогают регионам предпринимать максимальные усилия по привлечению инвестиций. В частности, в прошлом году президент Владимир Путин подписал закон, в рамках которого регионы наделяются полномочиями снижать региональную часть налога на прибыль до 10%, а федеральная составляющая (2%) может быть отменена. Эта мера, равно как и возможности, появляющиеся благодаря введению в работу так называемого специального инвестиционного контракта, являются системообразующими вехами в развитии инвестиционного климата.
Одним из наиболее интересных и эффективных способов привлечения инвестиций в регионы стало создание особых экономических зон (ОЭЗ) или аналога — территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР). Эти инструменты не просто позволяют получить готовую основную инфраструктуру по льготным ставкам, налоговые, таможенные и амортизационные льготы, а способствуют существенному снижению административных барьеров.
Еще один зарекомендовавший себя инструмент — это индустриальные парки. Кроме этого, существует большое количество институтов развития, которые помогают с гарантиями, финансированием или лизингом. В частности, Региональный фонд развития промышленности (РФРП), Фонд развития и финансирования предпринимательства, Региональная лизинговая компания, гарантийные фонды, а также группа Российского экспортного центра.
Основные риски для инвесторов лежат в традиционных областях: защита прав собственности, несовершенство судебной системы, коррупция. Кроме этого всегда существуют риски, связанные с политической ситуаций, в частности санкции, введение в действие и отмена контрсанкций.
Евгений Дорошенко, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в Южном федеральном округе:
— Действенный инструмент — предоставление налоговых льгот инвесторам по региональным налогам, планируемый объем по которым в Ростовской области составляет порядка 1,5 млрд руб. В регионе продолжают предоставляться субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по рублевым и валютным кредитам на реализацию инвестпроектов. Инвесторы могут претендовать и на получение инженерных субсидий. Дополнительным инструментом с 2011 года является включение приоритетных для региона инвестпроектов в «губернаторскую сотню». Успешно реализовано 44 крупных проекта на сумму 134,4 млрд руб., позволившие создать в регионе свыше 13 тыс. новых рабочих мест.
Проблемой для инвесторов являются инфраструктурные ограничения. Другие ограничения — финансовые: высокая стоимость заемных средств, особенно при долгосрочных займах, отсутствие достаточного залогового обеспечения, процедурные сложности при получении кредита. Есть проблемы сбыта готовой продукции: трудности представления продукции местных товаропроизводителей в торговых сетях и снижение потребительского спроса.
Для решения проблем технологического присоединения к сетям необходимы снижение его стоимости для инвесторов и сокращение сроков присоединения, увеличение объема поддержки. Важно осуществление детального анализа технологического присоединения, а также действующих тарифов. Необходимо создание единого областного калькулятора, размещенного на региональных порталах, предусматривающего выбор организационно-правовой формы заявителя, вида технологического присоединения, а также ряда переменных величин для предварительного расчета стоимости подключения к инженерным сетям. Еще одна мера — информирование субъектов МСП о реализации «Программы 6,5» (льготного кредитования).
Анатолий Рыков, первый заместитель главы города Сочи:
— Большое значение для развития регионов имеют институты инновационного развития — инструмент формирования экономики будущего, реализации долгосрочных приоритетов. Например, формами поддержки субъектов инновационной деятельности в Краснодарском крае являются установление для них пониженной налоговой ставки налога на прибыль, предоставление льгот по уплате налога на имущество организаций, по иным налогам в части средств, зачисляемых в краевой бюджет, налогового кредита и иной финансовой поддержки в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края. Также это субсидии, премии, оказание информационной поддержки в СМИ, организация конференций, круглых столов.
Приоритетные направления для инвестиций нашего региона — это санаторно-курортная деятельность, строительство, потребительский рынок и сфера услуг. В городе реализуются такие проекты, как строительство центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка» на территории Адлерского района (северный склон хребта Аибга), строительство аквапарков, торгово-развлекательного центра. Для курортного города сегмент потребительского рынка — это неотъемлемая часть его привлекательности.
В постолимпийский период уже реализованы проекты организаторов скайпарка: многофункциональный подвесной пешеходный переход с аттракционами и строительство спортивно-туристического комплекса «Апарт-отель» категории «три звезды» в Адлерском районе.
Степень риска инвестора при получении ожидаемой доходности от проекта существует всегда, не только в сложившейся экономической ситуации на сегодняшний день. Поэтому основополагающее инвестиционной политики — создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности.
Александр Полиди, д. э. н., профессор, партнер консалтинговой компании «АРКА-Групп»:
— С моей точки зрения, наиболее эффективные меры по стимулированию инвестиционной активности представлены тремя направлениями.
Первое — отсутствие бюро-кратических и административных барьеров для бизнеса в части регулирования и надзора; причем это касается не только вновь создаваемых компаний и проектов, но и действующего бизнеса. Не на уровне деклараций и увещеваний (как в случае с незаконностью проверок для МСБ), а реальное отсутствие административного давления. Сюда же отнесу стабильность и предсказуемость региональной регулятивной политики по отношению к отдельным отраслям и инвесторам.
Второе — меры по повышению доходности инвестиций: налоговые каникулы, например в части налогов, зачисляемых в региональный бюджет; различные формы субсидирования кредитных и лизинговых ставок и гарантирования кредитов.
Третье — обеспечение доступности инженерных сетей, исключение скрытых инвестиционных затрат, например по созданию недостающей инфраструктуры — как инженерной, так и социальной. Разумеется, это требует государственных инвестиций в инфраструктуру и более жесткой антимонопольной политики по отношению к поставщикам услуг базовых естественных монополий.
Инвесторы изначально настроены на риск — инвестиции идут туда, где совокупный риск перекрывается потенциальной доходностью инвестиций. Но системные риски, связанные с избыточностью административного давления на бизнес, нестабильностью макроэкономической конъюнктуры, и, самое главное, отсутствие в стране и регионе действительно внятной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития — наиболее чувствительные моменты, которые не могут быть нивелированы качеством менеджмента инвестиционных проектов.
Руслан Халилов, управляющий партнер ООО «Фонд прямых инвестиций»:
— Стимулирование инвестиционной активности в регионах осуществляется с использованием двух групп инструментов: финансовых и административных. К мерам финансовой поддержки инвесторов относятся налоговые льготы на региональном уровне, компенсации части процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый кредит, рассрочка налоговых платежей, предоставление госгарантий.
В качестве нефинансовых инструментов стимулирования инвестиционной активности регионы могут оказывать государственную поддержку в процессе разработки и реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях, создавать технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создавать в составе органов государственной власти и местного самоуправления специализированные органы в форме многофункциональных центров и координационных советов по инвестиционной политике и т. д. Если говорить о Республике Татарстан, то руководители нашего региона активно работают над привлечением инвестиций.
На наш взгляд, самые эффективные инвестиции — это развитие реального сектора экономики. Наши успешные проекты подтверждают тезис о том, что именно инвестирование в деятельность производственных компаний позволяет инвестиционным компаниям активно развиваться.
Основной риск для любого инвестора — это, конечно же, невозврат средств. Минимизировать его можно только за счет тщательного предварительного анализа субъекта инвестирования и внедрения стандартов ведения бизнес-процессов внутри компании, на чем мы как инвестор настаиваем. Взамен компания-партнер получает от нас, помимо финансовых средств, накопленный опыт и даже базу потенциальных клиентов.
Заур Абдурахимов, генеральный директор Корпорации развития Ставропольского края:
— Основной мерой по стимулированию и привлечению инвестиций является обширный пакет предоставляемых льгот и преференций в регионе: снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5%, освобождение от налога на имущество, налоговая ставка в размере 5% для отдельных категорий налогоплательщиков, льготная долгосрочная аренда, предоставление государственных гарантий и сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна».
В Ставропольском крае создано 12 индустриальных парков, координируемых Корпорацией развития края, на территории которых действуют 22 резидента. Резидентами уже осуществлены инвестиции в объеме более 26 млрд руб. и создано более 1 тыс. рабочих мест. Активно развивается созданный в 2016 году агропромышленный парк «Ставрополье» на территории Минераловодского городского округа. На период до 2020 года запланировано создание крупного фармацевтического кластера на базе индустриального парка «Северо-Западный» в Ставрополе.
Основные риски для инвесторов сведены к экономической ситуации в стране, а также к зависимости производств от импортного сырья, технологий или оборудования.
Тенденции, способствующие росту притока инвестиций в регионы, в настоящее время курируются не только на уровне субъектов РФ, но и федеральными агентствами. Так, АНО «Агентство стратегических инициатив» совместно с ведущими деловыми объединениями ежегодно проводит Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.
В 2017 году Корпорация развития Ставропольского края реализует расширенную дорожную карту по внедрению целевой модели «Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами», которая позволит увеличить приток инвестиций в регион.
Инвестиционная привлекательность и инвестиционная деятельность
Необходимо отметить, что между эффективностью инвестиций, инвестиционной привлекательностью и инвестиционной деятельностью существует тесная взаимосвязь.
Таким образом, эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность — инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот.
Под инвестиционной привлекательностью на макроуровне понимаются условия (экономические, правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодного вложения инвестиций с целью развития национальной экономики.
Инвестиционная привлекательность на макроуровне зависит от следующих факторов:
· политической стабильности и ее предсказуемости на будущее;
· основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики (уровня инфляции, темпов роста ВВП, объемов выпуска важнейших видов промышленной продукции, процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, дефицита бюджета и др.) и их прогноза на будущее;
· наличия и степени совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности;
· степени совершенства налоговой системы в стране;
· социальной, в том числе и криминогенной обстановки в стране;
· степени инвестиционного риска и др.
Необходимо отметить, что инвестиционная привлекательность на макроуровне создает как бы общий фон и для инвестиционной привлекательности на региональном уровне и уровне отдельного предприятия. И в то же время инвестиционная привлекательность на этих уровнях может существенно отличаться от общего фона.
Инвестиционная привлекательность регионов — интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможности привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков.
Инвестиционная привлекательность того или иного региона России зависит от многих факторов:
· степени индустриального развития региона;
· географического расположения и природно-климатических условий;
· уровня развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности;
· существенности имеющихся льгот для инвесторов в регионе;
· наличия полезных ископаемых и степени выгодности их разработки и др.
Под инвестиционной привлекательностью предприятия (организации) понимается обобщенная характеристика с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в его развитие за счет собственных средств и средств других инвесторов.
Инвестиционную привлекательность предприятия (организации) характеризуют такие факторы:
· показатели эффективности работы предприятия в динамике;
· показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия в динамике;
· перспективы развития предприятия и возможности сбыта продукции;
· репутация предприятия (имидж) на внутреннем и международном рынке;
· рыночный курс акций предприятия;
· величина чистой прибыли, приходящаяся на одну акцию, и др.
Понятия «инвестиционная деятельность» и «инвестиционная привлекательность» тесно связаны между собой. В данном случае, инвестиционная привлекательность является фактором, а инвестиционная деятельность — следствием.
Инвестиционная деятельность в значительной степени зависит от инвестиционной привлекательности. Создание хороших условий для выгодного вложения инвестиций является основой для расширения инвестиционной деятельности. При их отсутствии инвестиционная деятельность снижается.
Не секрет, что российскую экономику до сих пор боятся инвестировать иностранные инвесторы. Как правило, их останавливает неудовлетворительное состояние нашей экономики, часто происходящие политические изменения, несовершенство российского законодательства, и в частности в области инвестиций.
В Федеральном законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г. (в редакции Федерального закона № 22-ФЗ от 2.01.2000 г.) понятие «инвестиционная деятельность» трактуется следующим образом: «инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Это — официальная трактовка понятия «инвестиционная деятельность». В научной литературе приводятся и другие определения этого понятия.
Подинвестиционной деятельностью необходимо понимать деятельность юридических, физических лиц и государства, направленную на привлечение и увеличение средств для реализации инвестиционного процесса с целью получения экономического и социального эффекта.
Из этого определения следует, что чем больше средств направляется на инвестиции, тем выше уровень инвестиционной деятельности. Масштабы инвестиционной деятельности на макроуровне характеризуют следующие показатели:
· совокупный объем привлеченных инвестиций и направленных на развитие экономики страны;
· объем реальных инвестиций, в том числе капитальных вложений, направленных на развитие экономики страны;
· доля инвестиций в ВВП и национальном доходе;
· доля капитальных вложений в ВВП и национальном доходе;
· общий объем привлеченных иностранных инвестиций, их доля в общих инвестициях;
· темпы роста и прироста инвестиций в динамике, в том числе капитальных вложений;
· темпы роста и прироста ВВП и национального дохода;
· темпы роста и прироста объема выпуска важнейших видов промышленной продукции;
· коэффициент ввода и выбытия основных производственных фондов и др.
Масштабы инвестиционной деятельности на микроуровне характеризуют следующие показатели:
· капитальные вложения в динамике, направленные на развитие производства;
· доля чистой прибыли, направляемой на развитие производства;
· масштабы деятельности предприятия в динамике;
· ввод в действие производственных мощностей в динамике;
· темпы ввода и выбытия основных производственных фондов;
· величина долгосрочной кредиторской задолженности;
· величина инвестиций в сопоставимых ценах в динамике;
· величина привлеченных иностранных инвестиций и др.