Сокращение денежной массы
Сокращение денежной массы
Рассмотрим природу и причины дефляции и снижения денежной массы.
Дефляция (снижение общего уровня цен) может быть следствием сокращения денежной массы или роста ВВП при стабильной денежной массе.
В свою очередь можно выделить три причины снижения денежной массы:
– увеличение спроса на наличные деньги и, следовательно, снижение количества денег в обращении;
– сворачивание банковского кредитования;
Рост спроса на наличные деньги возникает, когда ожидания индивида относительно будущих событий ухудшаются, из-за чего снижаются потребление и сбережения. Это естественный механизм защиты от возможного спада деловой активности и в этом смысле не представляет особой опасности.
Увеличение наличных на руках населения может быть причиной лишь незначительной дефляции, если только в результате изменения предпочтений отдельных граждан не происходит изъятие вкладов в банках.
Тогда дефляция может ускориться из-за сжатия банковского кредита, особенно если отток депозитов переходит в ажиотажное изъятие денег из банков, заканчивающиеся разорением последних. Как раз подобный сценарий был реализован во время Великой депрессии, когда крах Банка Соединенных Штатов привёл к цепной реакции, и, в конечном счёте, вся банковская система была разрушена.
Однако и такую форму дефляции нельзя назвать вредной, так как изъятие денег из банков – результат законных требований вкладчиков получить деньги, доверенные банку на основе контракта. Тот факт, что ни один банк не выдержит массового наплыва клиентов – недостаточное основание опасаться дефляции.
Во-первых, при долгосрочной дефляции оценка рисков и сам процесс кредитования принципиально меняются, и вероятность надувания пузыря на различных рынках сходит на ноль, если центральный банк не осуществляет инфляционной подпитки экономики.
Во-вторых, даже в самые тяжелые кризисные периоды существуют банки и финансовые организации, которые сохраняют платежеспособность и достаточные резервы. Правильный риск-менеджмент этих организаций позволяет им впоследствии приобретать менее предусмотрительных конкурентов и расширять бизнес. В этом случае дефляция – отражение оздоровления экономики, после накопления критической массы ошибок со стороны рыночных агентов и правительства.
Так, например, в США в течение финансового кризиса 1839-1843 гг. предложение денег сократилось на 34% (больше чем во время Великой депрессии), а оптовые цены упали на 32%. При этом ВНП и потребление в реальном выражении выросли на 16% и 20% соответственно, а вот инвестиции упали на 33%. Дефляция и крах ряда банков стали результатом неэффективных инвестиций, осуществлённых в предшествующий кризису период инфляционного бума.
Однако, точечная «расплата» оказала оздоровительный эффект и позволила без серьёзных последствий пройти кризисный период. Поэтому сжатие денежной массы в результате добровольного и законного взаимодействия граждан полезно для экономики и не угрожает экономическому росту.
Конечно, имеется целый ряд негативных последствий дефляции, особенно ярко проявляющихся в краткосрочном периоде и по отношению к некоторым группам лиц. Но в большинстве своём, тяжесть дефляции во время кризиса объясняется серьёзными искажениями рыночных сигналов, имевших место из-за искусственного накачивания экономики деньгами со стороны правительства. Чем дольше длится искусственный рост денежной массы, тем тяжелее расплата, и современный финансово-экономический кризис тому прекрасная иллюстрация.
Вместе с тем, когда правительство искусственно сжимает денежную массу, порождаемая дефляция не только не приносит пользы, но может быть очень опасной. Изъятие денег, как и дополнительная эмиссия, существенно искажает рыночные сигналы, но по-другому воздействует на поведение рыночных агентов.
Государственное регулирование денежной массы – ещё одна причина проявления жёсткости заработной платы. Когда люди ожидают роста цен, работники ни за что не согласятся на снижение номинальной заработной платы, притом, что цены производителей обычно резко снижаются. Кроме того, изъятые деньги, так или иначе, придётся возвращать в экономику – либо через выплату процентов по государственным облигациям, либо через государственные расходы, и это наносит двойной удар.
На первом этапе из-за начавшейся дефляции проигрывают заёмщики, а потом инфляция наносит удар по тем, кто держит деньги в наличной форме или в низкодоходных финансовых инструментах. И наконец, не стоит забывать, что все эти мероприятия, как и любое другое вмешательство государства в экономику, требует ресурсов на содержание чиновников и дополнительные трансакции.
Хорошим примером искусственно создаваемой дефляции является Великая депрессия, когда ФРС и правительство США, преследуя различные цели, (борьба со спекулянтами, сохранение золотого запаса), сжали денежную массу, разорив множество банков и ввергнув страну в многолетнюю рецессию.
Тем не менее, дефляция как следствие целенаправленной государственной политики – затратное для правительства мероприятие и не обещающее больших выгод, поэтому после 1930-х гг. ни один ЦБ мира не решился повторить действия ФРС.
Выше были описаны монетарные причины снижения общего уровня цен. Дефляция также может иметь место как результат роста ВВП в экономике со стабильным количеством денег.
Если денежная масса и скорость обращения стабильны, то при росте выпуска уровень цен снизится. Этот тип дефляции можно назвать дефляцией роста. Это самая полезная форма дефляции, о которой часто умалчивают, и её учет необходим для адекватного анализа источников экономического роста.
Допустим, денежная масса в стране фиксированна и у государства есть только право печатать новые деньги для замены старых, изношенных купюр, но изменение общего количества находящихся в обращении денег запрещено. Тогда при экономическом росте общий уровень цен начнёт снижаться.
Дефляция в долгосрочном периоде и при стабильной денежной массе возможна при экономическом росте, но если наблюдается спад экономической активности, то общий уровень цен будет повышаться и возникнет привычная сегодня инфляция. Обесценение денег стимулирует к более активному инвестированию и росту потребления, за счёт снижения пассивных сбережений (наличные, вклады до востребования и т.д.)
Рост потребления увеличит прибыли фирм, а рост активных сбережений (банковские вклады, доверительное управление и т.д.) повысит инвестиции и снизит стоимость заёмных средств, что в совокупности создаст благоприятную почву для преодоления фирмами кризиса. Инфляция не станет скрытой формой налогообложения и лишь выявит наличие чрезмерных остатков денег, которые и снизятся за счёт менее консервативных решений по инвестированию.
Однако, новые, более рискованные проекты будут осуществляться с учётом долгосрочной дефляционной тенденции, то есть сохранятся все те условия инвестирования. Под влиянием изменившейся стоимости денег, изменится только структура инвестиционных портфелей в пользу более доходных проектов.
Инфляция объективно ограничена размером денежной массы и по мере восстановления экономической активности, в экономике со стабильным уровнем денежной массы возобладает дефляционная тенденция и цены продолжат снижаться, что станет дополнительным ограничением для неоправданно рискованных проектов.
Таким образом, дефляция может быть болезненной, если конечно, это разовый процесс, идущий вразрез с общей инфляционной тенденцией. Однако, если снижение общего уровня цен носит долгосрочный характер, экономические процессы и ожидания рыночных агентов изменятся, изменив за собой всю экономическую систему. Скорее всего, пиковые темпы роста ВВП в ней окажутся ниже современных значений, но вероятность кризисных явлений снизится ещё более значительно.
Конечно, полностью исключить кризисы сложно, в конце концов, все люди могут иногда ошибаться и возможность накопления ошибок индивидов в дефляционной экономике существует. Но стимулирование через естественную инфляцию в экономике с фиксированной денежной массой во время спадов деловой активности – хороший механизм саморегуляции, смягчающий многие возможные негативные следствия кризисов.
Поэтому фиксированная денежная масса и отсутствие эмиссионного центра, со временем позволят перейти к более устойчивой и предсказуемой экономической системе.
И главное, благотворность дефляции роста указывает на то, что денежная система – пример, возможно, единственный в своем роде, той части экономики, которую следует полностью освободить от чьего-либо контроля, будь то правительство или отдельные индивиды.
Деньги служат решению конкретных проблем и не являются ценностью сами по себе, поэтому целесообразно оставить их бесконтрольными и использовать государственный аппарат лишь для защиты такого положения дел. Один раз напечатав, следует лишь обновлять устаревшие купюры, не изменяя их количества. Тогда рыночные цены, защищённые от искажения со стороны регулируемой денежной системы, повысят эффективность экономики, защитят от многих потенциальных проблем и создадут основу для устойчивого развития.
Денежная масса в обращении
Общая стоимость валюты в экономике страны, совокупность платежных средств в финансовой системе государства.
Денежная масса включает в себя наличные (банкноты, монеты) и безналичные (депозиты, расчетные чеки) средства.
Отслеживание изменений в предложении денег, влияющих на уровень цен, обменный курс, деловую активность страны, позволяет определять политику увеличения или сокращения денежной массы.
Структура денежной массы
Денежная масса состоит из четырех категорий финансовых активов — денежных агрегатов M0, M1, M2, M3. Эти группы рассчитываются нарастающим итогом и расположены в порядке снижения степени их ликвидности, т. е. скорости конвертации в наличные деньги:
М0 — валюта в обращении (монеты банкноты), деньги на валютных и депозитарных счетах (резервы) центрального банка;
- М1 = М0 + дорожные чеки, депозиты до востребования в небанковском частном секторе;
- М2 = М1 + сберегательные счета, краткосрочные банковские депозиты, взаимные фонды валютного рынка;
- М3 = М2 + долгосрочные банковские депозиты, институциональные фонды валютного рынка.
В международной статистике средства центрального банка составляют М0, а средства коммерческих банков делятся на М1-М3. В денежном агрегате М1 содержатся наиболее ликвидные активы, тесно связанные с товарным оборотом, который влияет на рыночную конъюнктуру. Структура денежной массы устанавливается каждой страной индивидуально. Данные о денежной массе, основанные на применяемых агрегатах, публикуются правительством или центральным банком страны.
Регулирование денежной массы
Денежная масса контролируется центральным банком и правительственным аппаратом страны, которые регулируют предложение платежных средств посредством проведения денежно-кредитной и фискальной политики. Решения государства в отношении изменения объема средств в обороте зависят от состояния экономики и реализуются в двух направлениях:
- уменьшение денежной массы — вывод валюты из обращения, когда ее объем больше необходимого. Применяется, как правило, для борьбы с бюджетным дефицитом и инфляцией. Этот процесс может осуществляться через повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, увеличение учетной банковской ставки, сокращение кредитования, рост инвестиций и пр. Снижение денежной массы приводит к сокращению ВВП;
- увеличение денежной массы — дополнительная эмиссия денег. Применяется в случае экономического спада и рецессии для увеличения потребительского спроса на продукцию, стимулирования производства, обеспечения полной занятости, увеличения ВВП. Правительства увеличивают денежную массу в условиях кредитной экспансии, милитаризации, повышения обменных курсов иностранных валют с целью повышения экономической активности.
Предложение денег и инфляция
Согласно теории монетаризма есть прямая связь между предложением денег и инфляцией. Если денежная масса растет быстрее чем расширяется производство, повышаются цены, поскольку спрос на товары и услуги превышает предложение. Это вызывает инфляцию.
Страны регулируют выпуск средств в обращение для стабилизации экономики. Зимбабве подверглась гиперинфляции в 2015 году из-за чрезвычайно быстрого наращивания денежной массы для предотвращения финансового кризиса. Внутренняя денежная единица (зимбабвийский доллар) обесценилась и была заменена устойчивой мировой валютой (долларом США) для борьбы с гиперинфляцией.
a) ДЕФЛЯЦИЯ –сокращение денежной массы путём изъятия из обращения избыточных денежных знаков.
b) ДЕНОМИНАЦИЯ –укрупнение денежной единицы путём обмена в определенные пропорции старых денежных знаков на новые.
c) ДЕВАЛЬВАЦИЯ – снижение обменного курса национальной единицы по отношению к иностранным валютам.
d) РЕВАЛЬВАЦИЯ – повышение обменного курса национальной единицы по отношению к иностранным валютам.
e) НУЛЛИФИКАЦИЯ– объявление старых обесцененных денежных знаков недействительными,
24. Инфляция – обесценивание бумажных денег, которое проявляется в форме роста цен на товары и услуги не обеспеченное повышением их качества.
ö Повышение номинальной заработной платы
ö Увеличение цен на сырьё и энергию
ö Увеличение налогов.
ö Покрытие дефицита государственного бюджета за счёт эмиссии (выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков)
Различают два типа инфляции:
ü ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА: —инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением. При полной занятости и полной загруженности мощностей производство не в состоянии отреагировать на избыток денежных средств в обращении увеличением реального объема выпускаемой продукции.
ü ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: увеличение издержек производства, что приводит к росту заработной платы за счёт роста цен на сырьё и энергию, это вызывает рост цен на товары и услуги.
ü По характеру протекания:
· Открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги.
· Скрытая – возникает при неизменных розничных ценах и одновременном росте денежных доходов населения.
ü От темпа роста цен:
· Умеренная (ползучая) – рост цен до 10% в год
· Галопирующая – рост цен до 100-150 % в год
· Гиперинфляция–рост цен до 1000% в год
a) Диспропорции в экономике
b) Снижение занятости населения
c) Обесценивание кредитов
d) Падение реальных доходов населения
e) Перераспределение доходов в обществе
f) Деньги перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения.
Методы борьбы с инфляцией:
ü Государственное регулирование кредитов
ü Ограничение государством цен
ü Установление предела заработной платы
ü Государственное регулирование операций с иностранными капиталами
ü Государственное регулирование валютного курса («валютный коридор»)
ü Уменьшение денежной массы (дефляция)
ü Повышение производительности труда
ü Уменьшение центральным банком % ставок по кредитам
(что приводит к их удешевлению и созданию благоприятных условий для производства продукции)
ü Увеличение ставки банков — резерва
(что приводит к уменьшению денежной массы и снижению инфляции)
Экономика и государство
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПУТЁМ РАЗНООБРАЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЦЕЛЕЙ.
Цели (функции) государства в рыночной экономике:
1.Создание правовой основы для участников экономической деятельности
2.Созданий условий экономической свободы
3.Обеспечение экономического роста и стабилизации экономики.
4.Защита конкуренции и борьба с монополией
5.Денежное регулирование через систему налогообложения
6.Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.
7.Обеспечение полной занятости населения
9.Обеспечение природоохранных мероприятий
10.Производство общественных благ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Например: здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды. Оборона, библиотеки, парки и т.д.
Методы регулирования экономики
(= административные, = структурные) (= стабилизационные)
— выдача лицензий на какую-либо — регулирование объёма денег
деятельность в обращении
— контроль над ценами и качеством — определение условий предоставления
— прямой контроль над доходами — политика в области налогообложения
— государственное финансирование — установленные пошлины и т.д.
секторов экономики и отдельных
26. Инструменты государства для осуществления своих функций (целей):
v ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА–деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами.
v ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА–позволяет влиять на цены и объём национального производства, гарантировать финансирование национальных проектов
v СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – имеет главную цель – обеспечить достойную жизнь своим гражданам.
v ВНЕШНЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – торговое и валютное регулирование с целью поддержания отечественно производителя и влияния на торговый баланс экспорт-импорт.
v Основные механизмы государственного регулирования рыночной
экономики.
КосвенныеПрямые
Кредитно-денежная (монетарная) Правовое регулирование:
A. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА:
— совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредитами, направленных на регулирование экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и выравнивания платёжного баланса.
a. Цель: Обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.
b. Объект: соотношение спроса и предложения на денежном рынке
c. Основной институт: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
ü Эмиссия (выпуск) денег в обращении
ü Сосредоточение минимальных резервов коммерческих банков.
ü Лицензирование (право на деятельность) и контроль за деятельностью коммерческих банков.
ü Кредитование правительства
ü Аккумуляция (собирание) и хранение золотовалютных резервов страны
d. Основные механизмы (инструменты):
Ø ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ – купля-продажа ценных бумаг государственных казначейских обязательства центральным банком за наличные деньги.
Ø УЧЁТНАЯ СТАВКА ПРОЦЕНТА – норма процента, по которой центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам.
Ø НОРМА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ – часть средств, которую коммерческие банки должны хранить в центральном банке. Норму резерва устанавливает центральный банк.
B. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА:
—деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.
a. Цель: обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.
Ø ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ – финансовый план государства, содержащий смету денежных доходов и расходов государства на определенный период.
— составляется правительство и утверждается высшими законными органами (в РФ обсуждается и принимается Госдумой)
— по окончании финансового года правительство отчитывается об исполнении бюджета перед высшим законодательным органом.
Влияние денежной массы на процентную ставку( сокращение денежной массы). Инвестиционный налоговый кредит
Процентная ставка, как уже говорилось, является и ценой денег, и ценой капитала в экономике. Поэтому, понятно, что на величину процентной ставки влияют спрос на деньги и капитал, а также предложение денег и капитала. Кроме базовых процентных ставок центральный банк может влиять на рыночную процентную ставку изменением нормативов резервирования. Если нормативы повышаются, то банки могут направить больше финансовых ресурсов на кредитный рынок, в экономике падает предложение денег, и происходит рост процентной ставки.
С помощью кейнсианской версии модели мы анализируем последствия сокращения денежной массы в краткосрочном и долгосрочном периодах. После сокращения денежной массы валютный курс в краткосрочном периоде повышается, чему есть две причины. Во-первых, падание национального дохода сокращает внутренний спрос на импортные товары, заставляя отечественных потребителей предъявлять меньший спрос на иностранную валюту для покупки предметов импорта. Во-вторых, рост внутренней реальной ставки процента делает отечественные активы более привлекательными для иностранных сберегателей, увеличивая с их стороны спрос на нашу национальную валюту.
Инвестиционный налоговый кредит — это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов. Предоставляется на срок от года до 5 лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
21.Приспособление экономики к расширению спроса (прирост денежной массы).Денежная масса — это количество денег, выпущенных органами страны, управляющими вопросами, связанными с деньгами (обычно центральным банком). При стабильном спросе на деньги в соответствии с широко распространенной количественной теорией денег прирост денежной массы в обращении непосредственно ведет к повышению уровня цен, т.е. к инфляции. Прирост денежной массы распространяется среди субъектов рынка очень неравномерно. Это касается как физических, так и юридических лиц. Значительная часть вновь эмитированных денег попадает в распоряжение небольшой доли наиболее богатых и не оказывает давления на потребительский рынок. Подтверждением этому служат рост долгосрочных (свыше года) депозитов физических лиц, составляющих в настоящее время около половины всех депозитов физических лиц, и стабильно высокий коэффициент фондов, отражающий дифференциацию в доходах населения.
22.Приспособление экономики к снижению спроса( сокращение госрасходов). Эффект вытеснения( госрасходов). Сокращение государственных расходов. Может означать изменение фактических государственных расходов, которые уже имели место, или, что бывает гораздо чаще, объявление о планируемых сокращениях. Сокращение фактических расходов зачастую происходит в результате следования неизменным правилам расходования при меняющихся обстоятельствах; примером является уменьшение объема выплат пособия по безработице при росте занятости в периоды экономического подъема. Кроме того, сокращение может достигаться за счет изменения политики государственных расходов, например в результате ужесточения проверки на соответствие требованиям, предъявляемым к претендентам на получение социальных пособий. Аналогичным образом, объявленные планы по сокращению расходов основываются на ожидании снижения потребности в них или указывают на грядущие изменения в политике. При наличии в экономике инфляции государственные расходы, для того чтобы оставаться постоянными в реальном выражении, должны непрерывно расти в денежном выражении; «сокращения» государственных расходов часто осуществляются в форме увеличения расходов в денежном выражении на мёньшую величину по сравнению с ожидаемым ростом реальных затрат.
Суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса). Эффект вытеснения-Снижение уровня частных инвестиций в результате роста государственных расходов. Чрезмерные государственные расходы вынуждают правительство заимствовать денежные средства, что ощутимо влияет на соотношение спроса и предложения денег. Происходит значительный рост процентных ставок и, как следствие, вытеснение частных инвестиций.
. На графике (а) показан эффект вытеснения при неизменном предложении денег (Мs), т.е. когда государство не заимствует дополнительных средств для финансирования своих расходов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение реального национального дохода и объемов производства.
23.Кейсианская и классическая кривая совокупного предложения. Совокупное предложение ВНП (ВВП) – общее количество товаров и услуг, произведенных в экономике в стоимостном выражении.
Кривая совокупного предложения АS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике (рис.3).
Форма кривой АS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах.
Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится, исходя из следующих условий:
— объем выпуска зависит только от количества фактов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;
— изменение в факторах производства происходят медленно;
— экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;
— цены и номинальная заработная плата гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.
Кривая АS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (LRАS – кривая АS в долгосрочном периоде). Любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен (рис.4).
Кейнсианская модель рассматривает поведение экономики в сравнительно коротких отрезках времени (2-3 года). Анализ совокупного предложения строится, исходя из следующих условий:
— экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;
— цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие – медленно реагируют на рыночные колебания;
— реальные величины (объем выпуска, занятости, реальная заработная плата) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания. Кривая АS в этих условиях горизонтальна (SRАS — рис.5.).
24.Безработица и ее виды. Равновесный уровень безработицы.Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Виды: Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца. Причины фрикционной безработицы-Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда. Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу.
Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой). Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста. Однако нельзя утверждать, что естественный уровень безработицы всегда остается стабильным: он может меняться в результате проведения государственных мероприятий по регулированию экономики, которые влияют на инфляционные ожидания граждан.
Сезонная безработица — обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей.
Сезонная безработица схожа с циклической в том плане, что ее также вызывают колебания в спросе на труд. Однако в данном случае эти колебания можно прогнозировать с достаточно большой точностью.
В отраслях с сезонным спросом фирмы предпочитают увольнять работников, а не снижать заработную плату по тем же самым причинам, что и в случае циклических колебаний.
Циклическая безработица — возникает в период циклического экономического спада и недостатка спроса. Возникает с связи с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы.Циклическая безработица связана с колебаниями деловой активности.
Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников. Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.
25.Инфляция. Инфляция по темпам. Инфляция спроса. Инфляция предложения.Инфляция — повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Инфляция спроса.
Суть инфляции спроса можно объяснить фразой: «Слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». Основными причинами инфляции спроса являются:1)Рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;2)Увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;
3)Рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов). Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях неполного использования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют – инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике. Основными причинами инфляции предложения являются: 1)Рост заработной платы;2)Удорожание сырья и энергоносителей; 3)Монопольная и олигополистическая практика ценообразования;4)Финансовая политика государства.