Органы денежно кредитного регулирования
Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика
Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.
Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые «монетарные власти»− органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, министерство финансов и ЦБ.
Объектами денежно-кредитного регулирования выступают спрос и предложение денег. Функция спроса на деньги формируется под влиянием многих факторов, контролировать которые монетарные власти прямо и непосредственно не могут, они оказывают лишь косвенное воздействие на формирование спроса и учитывают функцию спроса на деньги, выбирая механизмы денежно-кредитного регулирования. Предложение денег, напротив, может контролироваться монетарными властями и особенно ЦБ. Но под полным контролем ЦБ находится только денежная база.
Формирование же денежной массы и ее отдельных агрегатов Ml, М2 и М3− это результат взаимодействия ЦБ, коммерческих банков и небанковского сектора. При этом эффективность влияния, которое оказывает ЦБ на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, связывающего денежную базу и денежные агрегаты.
Примечание:
В экономической теории под деньгами в узком смысле понимаются М1и деньги до востребования.
М1– наличные деньги;деньги до востребования
М2 – М1 +сберегательные и срочные мелкие вклады
М3 – М2 +крупные срочные вклады (свыше 100 тыс.дол.)
М4 – М3 + депозитные сертификаты в крупных коммерческих банках
М3 – М2+депозитные сертификаты и облигации государственных займов.
Отношение денежной массы к денежной базе называется денежным мультипликатором.
Денежная масса – сумма наличных денег + депозиты (больше денежной базы);
Денежная база – сумма наличных денег + резервные требования
Вектором, задающим направление управляющим воздействиям ЦБ на денежную базу и денежную массу, служит уровень реального производства. Исходящее от ЦБ предложение денег должно быть таким, которое не препятствует повышению реального выпуска, но в то же время и не провоцирует роста цен. Таким образом, управление денежным предложением для ЦБ задано своеобразным коридором возможностей: нижний уровень роста денежной массы обусловлен ростом экономики (реального и финансового сектора), а верхний − допустимым уровнем инфляции.
Денежно-кредитная (монетарная) политика – направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, поддерживания макроэкономического равновесия, сглаживания цикличности производства. Ее суть – воздействие на уровень инфляции, безработицы, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей через денежное обращение и кредит.
Главным звеном денежно-кредитной политики является Центральный банк.
Мероприятия монетарной политики ведут к росту ВВП, а следовательно и к экономическому росту. Ее инструменты (операции на открытом рынке ценных бумаг, учетно-процентная политика и регулирование обязательной нормы банковского резерва) делают все, чтобы привлекать инвестиции в национальную экономику, т.е. опять же это приводит к росту ВВП.
Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк Росси) определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:
1) Процентные ставки по операциям Банка России; Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает ϲʙᴏюпроцентную политику, кᴏᴛᴏᴩая будет важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Стоит заметить, что она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок поϲʙᴏим операциям с кредитными организациями и оказание ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего воздействия на рыночные процентные ставки. При ϶ᴛᴏм традиционно выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, кᴏᴛᴏᴩая служит базой для расчета остальных ставок.
Учитывая зависимость от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется ключевой ставкой (7,75%).
2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).Обязательные резервы (резервные требования) − один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.
Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку даже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) ϶ᴛᴏт инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.
3) Операции на открытом рынке ценных бумаг − это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается инфляция, т.е. излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет (по ним платится процент) – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами. Если центральный банк покупает ценные бумаги, то цены на них растут, процентные ставки снижаются, а денежная масса, находящаяся в обращении, растет.
Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект.
4) Рефинансирование кредитных организаций;
5) Валютные интервенции−значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция − это воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.
6) Установление ориентиров роста денежной массы;
7) Прямые количественные ограничения;
8) Эмиссия облигаций от своего имени.
Также можно отметить, что Центральный банк может применять инструменты прямого контроля (административно-количественные инструменты), традиционно имеющих форму директив, инструкций, направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов будут примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам будут примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).
Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).
Меры прямого контроля применяются традиционно в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение данных инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.
При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При ϶ᴛᴏм Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
Денежно-кредитное регулирование
Денежно-кредитная политика Центрального банка — совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.
Содержание
Инструменты
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
- установка нормы обязательного банковского резерва (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва);
- регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам);
- операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств…)
- валютные интервенции (покупка и продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарное предложение денег)
Устанавливая размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при увеличении обязательных резервов уменьшаются активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам. Обычно норма банковского резерва повышается для поддержания ликвидности банковской системы в условиях экономического кризиса (страховка на случай, если большое число вкладчиков одновременно пойдут забирать свои деньги из банка.
Методы
- Общие — оказывают влияние на рынок заемных капиталов в целом.
- Селективные — оказывают влияние на конкретные вид кредитов или на кредитование отдельных отраслей, фирм.
Виды Монетарных политик
- Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
- Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.
Возможные цели денежно-кредитной политики:
- Высокий уровень занятости
- Экономический рост
- Стабильность цен
- Стабильность процентных ставок
- Стабильность финансовых рынков
- Стабильность валютных рынков
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Источники
- Фредерик Мишкин «Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков»
См. также
- Центральный банк
- Ставка рефинансирования
- Банковский мультипликатор
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Денежно-кредитное регулирование» в других словарях:
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — (monetary accommodation) См.: приспособительная денежно кредитная политика (accomodatory monetary policy). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется ЦБ РФ. В порядке указанного регулирования он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает… … Юридический словарь
Денежно-кредитное регулирование — см. Регулирование денежно кредитное … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Денежно-кредитное регулирование — – совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынок ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Денежно-кредитное регулирование — MONETARY ACCOMODATION Ис пользование государством инструментов денежно кредитной политики для регулирования внезапного изменения денежной массы. Например, увеличение массы денег в обращении необходимо для того, чтобы компенсировать дефляционное… … Словарь-справочник по экономике
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется Банком России. В порядке такого регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,… … Энциклопедический словарь экономики и права
денежно-кредитное регулирование — одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется ЦБ РФ. В порядке указанного регулирования он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает… … Большой юридический словарь
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ — (см. ДЕНЕЖНО КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права
регулирование денежно-кредитное — Одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Д. к.р. экономики РФ осуществляется Банком России. Он определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для… … Справочник технического переводчика
РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ — см. ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО КРЕДИТНАЯ … Большой экономический словарь
Органы денежно кредитного регулирования
Глава 86. БЮДЖЕТНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ Бюджетными полномочиями в Российской Федерации обладают финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. Органами государственного и муниципального финансового контроля являются [c.602]
Бюджетными полномочиями в Российской Федерации обладают финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального финансового контроля. [c.639]
Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетным полномочиям. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России. [c.212]
Участниками бюджетного процесса являются (а) Президент РФ (б) органы законодательной (представительной) власти (в) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы (г) органы денежно-кредитного регулирования (д) органы государственного и муниципального финансового контроля (е) главные распорядители и распорядители бюджетных средств (ж) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. [c.212]
Разработка этих документов возложена на органы денежно-кредитного регулирования (денежные власти). В России — это ЦБ РФ, Минфин РФ и частично Внешэкономбанк. [c.438]
Показанный на рис. 9.5 первый классификационный уровень представлен активами и обязательствами в разбивке по типу финансового инструмента. На втором уровне осуществляется деление на секторы внутренней экономики (органы денежно-кредитного регулирования, сектор государственного управления, банки и другие секторы), к которым принадлежат единицы, являющиеся кредиторами [c.491]
Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации являются Президент РФ органы законодательной (представительной) государственной власти органы исполнительной государственной власти, органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов органы государственного и муниципального финансового контроля главные распорядители и распорядители бюджетных средств иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ). [c.375]
В бюджетном процессе принимают участие различные субъекты государственной власти. У каждого из них свои роль, права и ответственность. В целом участниками бюджетного процесса являются органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, установленные Бюджетным кодексом РФ главные распо- [c.43]
Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов). [c.119]
Относительная цена капитала и труда. В секторе реальной экономики процентные ставки являются важным фактором, определяющим для предпринимателя необходимые пропорции между ценой капитала и ценой рабочей силы (заработной платой). Поэтому процентная ставка может быть изменена для того, чтобы восстановить эти пропорции. Но требуемое изменение возможно только в том случае, если органы денежно-кредитного регулирования, основываясь на прошлом опыте, имеют представление об оптимальных пропорциях между ценой капитала и ценой рабочей силы. В противном случае такое регулирование невозможно. [c.99]
Регулирование процентных ставок может принимать различные формы ставка процента по сберегательным вкладам может быть использована как базовый уровень для всех других ставок. При этом все другие ставки будут к ней привязаны, и правительство, регулируя ставку по сберегательным вкладам, может изменить всю структуру процентных ставок. Некоторые правительства устанавливают минимальную процентную ставку по депозитам и максимальную ставку по кредитам. Альтернативная политика состоит в том, что правительство устанавливает определенные пределы колебаний процентных ставок по сбережениям и по ссудам. Органы денежно-кредитного регулирования могут время от времени расширять или сужать эти пределы, тем самым оказывая влияние на структуру процентных ставок. Еще одна форма управления процентной ставкой состоит в том, что правительство фиксирует максимальную разницу между процентными ставками по кредитам и депозитам. Во всех случаях в пределах заданных ограничений банки сами определяют уровень своих процентных ставок. Если органы денежно-кредитного регулирования правильно учитывают издержки кредитных организаций, риски и прибыли, то установившая таким образом структура процентных ставок будет мало чем отличаться от равновесной структуры. [c.99]
В некоторых странах процесс либерализации процентных ставок сопровождается значительными реформами по развитию денежных рынков и укреплению инструментов регулирования. В результате органы денежно-кредитного регулирования получают возможность косвенно влиять на рыночные процентные ставки. Но при этом может случиться, что процентные ставки будут слабо [c.99]
Органы денежно-кредитного регулирования 7,8 8,2 7,9 9,0 [c.18]
Органы денежно-кредитного регулирования 0 10 11 12 12 [c.21]
Органы денежно-кредитного регулирования 0 0 791 2330 3923 [c.21]
Органы денежно-кредитного регулирования 22 2 123 63 50 [c.22]
Органы денежно-кредитного регулирования 1 346 1 538 1 207 832 701 [c.22]
Органы денежно-кредитного регулирования 68 58 47 47 41 [c.23]
Органы денежно-кредитного регулирования 11 714 9514 7308 7459 7503 [c.24]
Органы денежно-кредитного регулирования 162 198 199 316 499 [c.25]
Органы денежно-кредитного регулирования 6 22 24 32 242 [c.25]
По мере преодоления последствий кризиса 1998 г. органы денежно-кредитного регулирования предпринимают меры, направленные на то, чтобы вновь активизировать межбанковский валютный рынок. Однако этому препятствует кризисное состояние российской банковской системы. Кроме того, использование технологии СЭЛТ практически стерло границу между традиционным биржевым и межбанковским рынками. В любом случае вряд ли можно полагать, что валютные биржи утратят значение. Это объясняется тем, что биржевой рынок является единственной структурой валютного рынка, которая придает операциям прозрачность в отношении формирования спроса и предложения, а также динамики валютного курса, дает определенные гарантии участникам сделок от невыполнения платежных обязательств. [c.510]
Кроме того, активы классифицируются по внутреннему сектору кредитора, а обязательства — по внутреннему сектору дебитора. В ПБ различают четыре сектора органы денежно-кредитного регулирования (ОДКР), органы государственного управления, банки и прочие секторы. В состав прочих секторов входят нефинансовые предприятия, домашние хозяйства, прочие финансовые учреждения, а также негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. [c.704]
Классификация инвестиций охватывает характеристики, предназначенные для выявления мотивов, которыми руководствуется инвестор или должник. В результате изменения их намерений подобные характеристики меняются. Примером может служить различие, проводимое между прямыми, портфельными и прочими видами инвестиций. Несколько независимых держателей порт-фельных инвестиций (в форме акций, выпущенных каким-либо одним зарубежным предприятием) могут объединиться с целью приобретения решающего числа голосов и участия в управлении этим предприятием на долгосрочной основе. Образовавшийся в данном случае объединенный пакет акций отвечает требованиям прямых инвестиций, в результате чего встает вопрос об изменении используемой классификации. Аналогичным образом органы денежно-кредитного регулирования страны могут либо приобрести, либо потерять контроль над требованиями в отношении нерезидентов. Это может привести к пересмотру классификаций категорий, входящих в резервные и в прочие активы. [c.500]
Органы денежно-кредитного регулирования РФ (monetary authorities) — функциональная категория, которая охватывает Банк России и Министерство финансов РФ. [c.238]
Так, под бюджетным процессом понимают регламентируемую нормами права упорядоченную деятельность органов государственной власти, местного самоупрашгения и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по осуществлению контроля за их исполнением. Посредством бюджетного процесса осуществляется финансово-бюджетная политика. При этом, реализуя финансово-бюджетную политику, в бюджетном процессе принимают участие финансовые органы (Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция РФ и др.), органы денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ), органы государственного (муниципального) контроля. Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия. [c.43]
5. Банк России как орган денежно-кредитной политики
5. Банк России как орган денежно-кредитной политики
Основная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости национальной денежной единицы. Указанная цель закреплена в качестве принципа международного права. В частности, одной из целей деятельности Международного валютного фонда, закрепленной в Статьях соглашения (ст. 1), является содействие стабильности валют, поддержание упорядоченного валютного режима среди государств-членов и стремление избежать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции. В Российской Федерации защита и обеспечение стабильности рубля закреплены как основная цель деятельности Банка России в ст. 75 Конституции РФ.
В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций.
Один из важнейших инструментов денежно-кредитной политики – установление норматива обязательных резервов. Обязательные резервы (резервные требования) представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
В соответствии со ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.
Нормативы обязательных резервов не должны превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
Денежно-кредитная политика осуществляется Банком России в соответствии с ежегодно разрабатываемыми Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, которые представляют собой ориентиры монетарной политики на текущий год. Основные направления разрабатываются Советом директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ (ст. 18 Закона о Банке России), рассматриваются Национальным банковским советом (ст. 13 Закона о Банке России), рассматриваются Государственной Думой, которая принимает по Основным направлениям решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете (ст. 5, 45 Закона о Банке России). В соответствии со ст. 45 Закона о Банке России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
Нетрудно заметить, что Основные направления имеют связь с бюджетным процессом и в этом смысле могут считаться институтом бюджетного права. Вместе с тем они самостоятельны по отношению к решениям правительства; в рамках Основных направлений Банк России вправе самостоятельно оценивать экономическую ситуацию в стране и перспективы ее изменения. В этом также проявляется независимость Банка России, цели деятельности которого как центрального банка могут не совпадать с текущими целями деятельности правительства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.