Методы и инструменты денежно кредитной политики
Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики;
Денежно-кредитная политика — это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку. Это основной субъект кредитно-денежной политики. Не являясь, как правило, правительственным инструментом, банк выполняет целевые установки правительства. В то же время может придерживаться самостоятельного курса.
В комплексе задач, решаемых центральными банками, выделяют два направления. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом (в частности — это эмиссионная политика), так как устойчивая национальная валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка. Второе направление — влияние на кредитную деятельность частных (коммерческих) банков, строящееся так, чтобы соответствующим образом обеспечить интересы государства.
Денежно – кредитная политика государства должна решать следующие основные задачи:
· обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;
· выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
· воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег;
Для реализации этих задач ЦБ использует определенный набор инструментов:
· политику открытого рынка;
· прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив ЦБ, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса;
· косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка;
· помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики ЦБ;
· общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом;
· селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано в решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д.
57. Инфляция: сущность, причины, последствия.
Инфляция – это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от латинского inflatio) означает “вздутие ”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Лаконично инфляции можно дать еще и такое определение: инфляция – это повышение общего уровня цен.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые ученые добавляют к этому перечню еще и золото, придавая ему по-прежнему значение всеобщего эквивалента.
· Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто это дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции.
· Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут в созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
· Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени олигополистичен. Олигополист, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).
· «Импортируемая инфляция», роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной валюты, иногда применяемый в таких случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более дорогим экспорт отечественных товаров.
· Инфляционные ожидания – возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.
Денежно-кредитная политика: понятие, типы, методы и инструменты
Денежно-кредитная политика — это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Основная цель этой политики — обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики. Конкретные цели:
1) укрепление денежной системы
2) воздействие на процесс инвестирования капиталов
3) воздействие на потребительский спрос и
4) на ценообразование.
Основная задача— преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения.
Существует 2 типа денежно-кредитной политики:
1. Рестрикционная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция) — направлена на ужесточение условий и ограничение объемов кредитных операций в коммерческих банках, на повышение процентных ставок. Такая политика может сопровождаться ростом налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями сдерживающими инфляцию.
2. Экспансионная денежно-кредитная политика(кредитная экспансия) — сопровождается расширением объемов кредитования, ослаблением контроля за приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок ( в общем стимулируют спрос в экономике).
В основе современной денежно-кредитной политики большинства стран лежит теория монетаризма, в основе которых лежат идеи Таргетирования, то предполагает не только планирование, определение количественных параметров денежной массы, но и превращение этих действий в публичный процесс. Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные отношения. Оно реализуется через денежно-кредитную политику. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит ЦБ.
Задачи денежно-кредитной политики:
1) реструктуризация банковской системы;
2) совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
3) сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
4) пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
5) усиление таможенного контроля.
Согласно статье 35 ФЗ «О ЦБ РФ» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Ставка рефинансирования влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами своим клиентам: чем выше процент, тем дороже кредит для клиента. Повышая ставку рефинансирования, ЦБ уменьшает возможности банков и их клиентов получать кредит, что сокращает денежную массу и повышает уровень рыночного процента.
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам КО (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
3) операции на открытом рынке — купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ц.б., облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Эти операции регулируют ликвидность и кредитные вложения банков путем размещения государственного долга;
4) рефинансирование кредитных организаций — кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России;
5) валютные интервенции — купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;
6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
7) прямые количественные ограничения — установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;
8) эмиссия облигаций от своего имени. ЦБ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов КО, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.
Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой гос. денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Механизм денежно-кредитного регулирования во многом зависит от форм организации банковской деятельности в стране и полномочий ЦБ. Государство может использовать как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые ЦБ в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений, определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений банковской деятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценными металлами).
К эк. методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три группы экономических методов управления денежным предложением: налоговые, нормативные и корректирующие. В основном используются лишь — нормативные и корректирующие методы.
К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора. В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций ЦБ (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению ЦБ в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Кроме того, методы денежно-кредитной политики делят на 2 группы:
1. Общие методы: процентная или учетная политика; операции на открытом рынке; политика обязательных резервов.
2. Селективные (выборочные): прямое ограничение размеров банковских кредитов, для отдельных банков (кредитные потолки); регламентация условий выдачи конкретных видов кредита (установление размеров кредитной маржи).
Инструменты денежно-кредитной политики
Система инструментов денежно-кредитной политики
С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.
Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.
Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.
Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.
Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).
В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.
Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосрочных дисбалансов, которые не могут быть устранены посредством совершения операций на межбанковском рынке.
Процентные ставки по операциям постоянного действия по предоставлению и изъятию ликвидности на срок 1 день являются фиксированными и формируют соответственно верхнюю и нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России. Его границы симметричны относительно ключевой ставки и в случае ее изменения автоматически сдвигаются на аналогичную величину. Ширина процентного коридора задает допустимый диапазон колебаний ставок денежного рынка и в настоящее время составляет 2 процентных пункта.
В отдельные дни, когда спрос банковского сектора на ликвидность существенно отклоняется от ее предложения, Банк России может проводить аукционы «тонкой настройки» на сроки от 1 до 6 дней в целях предотвращения чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Данные операции проводятся в форме аукционов репо на срок от 1 до 6 дней, аукционов репо и валютный своп по покупке долларов США и евро за рубли на срок от 1 до 2 дней либо депозитных аукционов на срок от 1 до 6 дней. Каждое утро Банк России обновляет оценку состояния ликвидности банковского сектора и в случае необходимости принимает решение и объявляет о проведении аукциона «тонкой настройки», а также о его сроке и максимальном объеме предоставления (изъятия) средств. Аукционы валютный своп «тонкой настройки» могут проводиться только в дополнение к аукциону репо «тонкой настройки». Решение о дополнении аукциона репо «тонкой настройки» сроком от 1 до 2 дней аукционом валютный своп «тонкой настройки» по покупке долларов США и евро за рубли на аналогичный срок принимается с учетом ситуации на денежном рынке, в том числе степени использования кредитными организациями рыночного обеспечения. Минимальная (максимальная) ставка по операциям «тонкой настройки» по предоставлению (изъятию) ликвидности равна ключевой ставке Банка России.
Помимо краткосрочных операций, система инструментов Банка России также включает операции по предоставлению или абсорбированию ликвидности на длительные сроки.
В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР). Облигации выпускаются на срок 3, 6, 12 месяцев, купонный период установлен равным 3 месяцам. Купонный доход начисляется за каждый день купонного периода по ключевой ставке, действующей в этот день. Выпуск ОБР позволяет Банку России абсорбировать среднесрочный избыток ликвидности и повысить воздействие основных операций на процентные ставки денежного рынка. Кроме того, в случае, если у кредитной организации потребность в дополнительной ликвидности возникнет раньше, чем наступит срок погашения облигаций, она имеет возможность продать эти облигации на вторичном рынке или использовать их в качестве обеспечения по операциям на денежном рынке и/или для привлечения рефинансирования у Банка России.
В условиях структурного дефицита Банк России может проводить аукционы по предоставлению кредитов под залог нерыночных активов на срок 3 месяца.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Денежно-кредитная политика является частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этим основными ориентирами макроэкономической политики правительства выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формулируются конечные цели денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В ходе денежно-кредитной политики регулируется в основном спрос на деньги или предложение денег (денежная масса).
Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и играет главную роль в регулировании денежного обращения. Цели денежно-кредитной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс).
Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования денежного обращения заключается в косвенном характере ее воздействия. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
0сновные инструменты и методы ДКП, используемые в РФ в первую очередь являются достижением мировой банковской практики. В своей основе наши методы аналогичны методам развития в развитых странах.
Схематично методы и инструменты, используемые Центральным банком, представлены на рис. 2 и в табл. 2.
Разработка денежно-кредитной политики Банком России предполагает то, что в соответствии с ФЗ Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной политики на предстоящий год. Предварительно проект предоставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Банк России должен правильно подбирать инструментарий для проведения денежно кредитной политики в соответствующих условиях, который приведет либо к фундаментальной, либо к мягкой корректировке.
В силу своего статуса и функций в проведении и регулировании денежно-кредитной политики страны Центральный банк играет исключительную роль в эмиссии и организации обращения платежных средств – «сырья», используемого при проведении расчетов, и в тоже время основы для денежно-кредитного регулирования.
Согласно Стратегии развития банковского сектора РФ за период до 2008 года основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора
Рис. 2. Методы денежно-кредитного регулирования
Основные инструменты ДКП в России
Резервные требования – нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России. Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащиеся по требованию ЦБ на открытом беспроцентном счете. Они служат ограничению возможностей банков и кредитных учреждений осуществлять кредитную и депозитную эмиссию. Обязательные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности КБ на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Законом установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных КО. Минимальные резервы являются инструментов, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ.
Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в форме бессрочных вкладов, данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банка на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода, если КБ не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты. Норма обязательных резервов рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам банка. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив
Операции на открытом рынке. Операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего, у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентные ставки), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком.
Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования с участниками денежного рынка.
Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска и размещения акций и облигаций, установления пределов внешних заимствований.
Допуск к рынкам – регулирование открытий новых банков и кредитных учреждений через лицензии.
Прямые количественные ограничения – включают пределы ставок, прямое ограничение кредитования (кредитные потолки), период “замораживания” процентных ставок.
Регулирование конкретных видов кредита – для стимулирования или сдерживания определенных видов производств.
Нормы инвестирования государственных ценных бумаг – устанавливаются для банков, кредитных учреждений, в особенности для инвестиционных институтов в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.
Установление ориентиров роста денежной массы (таритирование).
Надзор – контроль и регулирование деятельности КБ и кредитных учреждений с точки зрения обеспечения их безопасности.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 183 ;