Функции денежно кредитной политики - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Функции денежно кредитной политики

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Денежно-кредитная политика государства: понятие, цели, задачи и инструменты

Денежно-кредитная политика направлена на регулирование предложения денег в экономике. Денежно-кредитная политика состоит в контролировании центральным банком предложения денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Денежно-кредитная политика – совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро- и микро уровне.

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса.

Методы денежно-кредитной политики: прямы и косвенные, также есть общие и селективные.

Прямые носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов.

Косвенные методы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банкам или ограничение выдачи отдельных ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных КБ.

Читать еще:  Правила денежно кредитной политики

1) Денежное таргетирование – установление одного или нескольких ориентиров роста денежной массы.

2) Установление прямых количественных ограничений – установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

3) Эмиссия облигаций от своего имени — технический инструмент регулирования ликвидности в банковском секторе.

4) Ставка рефинансирования – процент, под который ЦБ предоставляет кредиты финансово устойчивым КБ, выступая как кредитор последней инстанции.

5) Кредиты рефинансирования – кредитование Банком России кредитных организаций.

6) Норма обязательных резервов – каждый КБ должен перечислять определенный % от вкладов клиентов на счет обязательных резервов в ЦБ.

7) Валютные интервенции – купля-продажа ЦБ иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с целью регулирования курса рубля и предложения денег в экономике.

8) Операции на открытом рынке – купля-продажа казначейских векселей, гос. облигаций, прочих государственных ценных бумаг.

10. Источники формирования и направления использования средств государственных внебюджетных фондов

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения.

Государственный внебюджетный фонд– это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства)

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

• социальную защиту населения;

• повышение жизненного уровня населения;

• сохранение и улучшение здоровья населения;

• социальную ориентацию безработного населения.

• оказание социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов — специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов.

Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

· специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

· отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

· прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.

Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда: Пенсионный фонд РФ создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования — для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т. д.) они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)создан на ос­новании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства на­правляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»

Читать еще:  Денежная масса спрос и предложение денег

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и д

Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России

Что такое монетарная политика?

Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.

Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.

Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.

Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка . Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.

Цели кредитно-денежной политики и таргетирование

Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.

Основная задача Центробанка России — « защита и обеспечение устойчивости рубля », записано в Конституции РФ.

Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.

Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование , от английского target — цель . Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).

Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики

Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.

Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.

Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет. А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.

ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:

Процентные ставки по операциям Банка России.

Нормативы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке.

Рефинансирование кредитных организаций.

Читать еще:  Денежная реформа при николае 2

Установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения.

РИА Новости / Наталья Селиверстова

Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом

Главная проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.

Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.

На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.

На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.

Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России

«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.

В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.

Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.

В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.

Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк. А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).

Банк России не ставит целей по темпам экономического роста . Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.

Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector