Денежно кредитная монетарная политика государства - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
53 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитная монетарная политика государства

Кратко о монетарной политике государства: цели, задачи и виды

Управление финансовой системой любо государства осуществляется с помощью исполнительных и законодательных органов власти, которые осуществляют кредитно-денежную политику. Эту политику также называют монетарной политикой страны.

Любая страна регулирует товарно-денежные экономические отношения, управляя общим спросом и предложением, регулируя такие макроэкономические показатели, как процентную ставку и ликвидность рынка.

Монетарная политика проводится с целью сохранения устойчивости валютного курса, стабильно роста ВВП и стабильной работы финансовой системы. К тому же результаты проведения монетарной политики влияют напрямую на жизнь и благосостояние граждан страны.

Что это такое и кем осуществляется монетарная политика

Основный органом, который состоит в финансовой системе, является Центральный банк. Он является основным регулирующим органом. Объектом управления в данной политике являются совокупные финансы государства. Центральный банк страны должен обеспечивать то количество денежных средств, которое необходимо в текущий момент.

При превышении количества денег над необходимым количеством возникает угроза быстрорастущей инфляции. И наоборот, если денежной массы недостаточно, замедляется рост экономики.

Поэтому главная задача государства – проводить грамотную монетарную политику, чтобы обеспечить сильную и здоровую экономику для повышения уровня благосостояния граждан.

Цели и задачи денежно-кредитной политики

Как известно из учебников по экономике и из опыта – экономика государств мира преодолевает циклическое развитие. Поэтому монетарная политика должна работать всегда – во время бурного роста не нужно давать экономике перерабатывать, а в кризисные времена нужно наоборот, подбадривать экономику и подстегивать экономический рост.

Вот главные цели данной политики:

  • Реагировать на глобальные экономические и политические события. Это важно в первую очередь, т.к. экономика находится под влиянием различных событий, будь то кризис, стихийное природное явление, экономическое давление других стран или чрезвычайная ситуация. Здесь Центробанк и правительство должны вовремя устранять последствия угроз и не давать им негативно влиять на экономику.
  • Обеспечивать равновесие платежного баланса государства. Здесь монетарная политика должна обеспечить возможность полноценной международной торговли. Для производителей страны при низком курсе национальный валюты выгодно продавать свою продукцию за рубеж. Однако, чем дешевле валюта, тем дороже обходится ввоз товаров (импорт). Поэтому в этой задаче важен грамотный баланс и равновесное состояние.
  • Контролировать полноценное использование ресурсов. Здесь задача денежно-кредитной политики – следить за эффективным и целевым использованием ресурсов (капитала, материала, денег, труда) в производстве. Главный ресурс для любого государства – рабочая сила. Поэтому правительство должно обеспечивать минимальный уровень безработицы и снижать её.
  • Контролировать уровень инфляции. И высокое значение инфляции и низкое негативно влияют на экономику страны. Поэтому, чтобы сбережения граждан не сгорели и экономика не обрушилась, нужно контролировать умеренный уровень инфляции.

Что использует государство для функционирования монетарной политики

Государство для поддержания экономики и её регулирования использует следующие методы:

  • Регулирование норм обязательных резервов,
  • Регулирование процентной ставки,
  • Осуществление операций на открытых рынках.

Первый метод подразумевает обязательства банков откладывать в хранилище часть финансов в виде резерва, чтобы обезопасить вклады граждан. Количество откладываемых денег или объем резерва зависит от объема капитала банков и процента обязательных резервов, который устанавливает Центробанк.

Процент больше, чем выше значение ликвидности финансовых инструментов (например, процент обязательных резервов больше для долгосрочных вкладов, нежели для срочных).

При повышении данного процента денежное предложение сокращается и вот почему: при увеличении банками резервов сокращается доля денег, находящихся в обороте, которые банковская организация может представить в качестве кредита.

Второй метод подразумевает увеличение или уменьшение процентной ставки (ее называют еще ставкой рефинансирования). Данная процентная ставка определяет плату по процентам кредитов, которые коммерческие банки берут у Центробанка.

Изменение данного процента влияет на величину денежной массы. Увеличивая процентную ставку, тем меньше кредитов берут коммерческие банки и наоборот. В первом случае коммерческие банки могут предоставить меньше кредитов для населения, т.к. предложение денег уменьшилось.

При уменьшении ставки рефинансирования коммерческим банкам выгоднее брать займы у Центробанка и они увеличивают свою денежную массу и долю резервов, соответственно увеличивают и предложение кредитов для населения.

Стоит отметить, что данный инструмент не является самым эффективным, т.к. коммерческие банки берут у Центробанка займы только на 3-4% от размера собственного капитала. Поэтому Центральный банк просто так не предоставляет кредиты для коммерческих банковских организаций, а предоставляет их в том случае, если банк нуждается в финансовой помощи.

Меняя значение процентной ставки, Центральный банк сообщает намерении провести денежно-кредитную политику. Это намерение говорит о регулировании инфляции. К тому же, размер процентной ставки является ориентировочным размером процентной ставки коммерческих банков, которые предоставляют кредиты населению.

При увеличении ставки рефинансирования, проценты по коммерческим кредитам увеличиваются, что снижает спрос на получение кредитов населением. Соответственно, денежная масса становится меньше. И в точности наоборот, при уменьшении ставки рефинансирования спрос на кредиты растет.

Самым важным и быстродействующим инструментов являются операции на открытых рынках. Здесь центральный банк регулирует денежную массу путем продажи или приобретения ценных бумаг, таких как:

  • Долговые бумаги (облигации),
  • Векселя.

Данные бумаги продаются банковским организациям и населению. Если Центробанк покупает данные инструменты у населения, то это приводит к увеличению денежных масс в коммерческих банках, т.к. средства по договору купли-продажи поступают на банковские депозиты.

Центробанк приобретает данные инструменты в случае замедленного экономического роста в период падения рынка. В случае высоких темпов роста экономики Центральный банк продает ценные бумаги, чтобы избежать перегрева в экономической системе.

Типы монетарной политики

Денежно-кредитная политика делится на два вида:

Первая применяется в период экономического спада в стране, чтобы подтолкнуть развитие экономики, стимулировать экономический рост путем снижения количества безработных, снижения ставки рефинансирования и объемов банковских резервов.

Это приводит к увеличению спроса на кредиты, что дает дополнительные финансы фирмам и предприятиям для развития бизнеса. Также в данном случае центральный банк ведет активную политику покупки ценных бумаг на открытых рынках.

При слишком высоких темпах роста для торможения экономики используют жесткую монетарную политику.

Высокие темпы роста могут привести к увеличению инфляции, поэтому для её сдерживания Центробанк увеличивает ставку рефинансирования и нормы обязательных резервов для банков. На открытом рынке ценных бумаг Центробанк открывает позиции на продажу.

Заключение

С помощью монетарной политики государство управляет финансовой системой и экономикой страны. Денежно-кредитная политика направлена на две цели:

  1. Стимуляцию экономики в периоды спада.
  2. Сдерживание быстроразвивающейся экономики во избежание инфляции и обесценивания валюты.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Читать еще:  Вернуть деньги за лечение через налоговую

Теоретической основой денежно-кредитной политики служиттеория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели. Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

• «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

• поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия – следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х – начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности в США уровень инфляции снизился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка – организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 14.3).

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.

Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.

Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяяучетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.

Изменениенорматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.

Читать еще:  Куда вложить деньги в россии

С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется наполитику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.

Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.

Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.

Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Выводы

1. Совокупный спрос на деньги определяется функциями денег как средства обращения и средства накопления и включает в себя: деловой спрос, величина которого зависит от реального объема производства уровня цен в стране и спрос на деньги как запасную стоимость, находящийся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. Если спрос на деньги формируется всеми субъектами хозяйственных отношений, то предложение денег регулируется государством и абсолютно неэластично, т.е. не зависит от цены денег (процента). Равновесие на денежном рынке достигается при соответствии денежного спроса денежному предложению. При нарушении равновесия оно восстанавливается автоматически через колебания процентной ставки.

2. Изменения на денежном рынке влияют на рынки товаров. Отсюда у государства возникает возможность воздействовать на макроэкономические цели посредством регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило: количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП.

3. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение – это: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменением денежного предложения и сферой производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.

4. Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой «дешевых денег». В условиях инфляции необходимо сокращение совокупного спроса, соответственно должно уменьшатся и предложение денег. Государство проводит политику «дорогих денег». Недостатками монетарной политики являются: значительный временной лаг между принятием соответствующих монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Читать еще:  Порядок приема денежных средств

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Денежно-кредитная политика государства. Кредитно-денежная политика России

Что такое монетарная политика?

Денежно-кредитная политика или монетарная политика — это деятельность государства в области денежного обращения и кредита. С ее помощью регулируется количество денег в стране и доступность займов — спрос и предложение на денежном рынке.

Простыми словами, государство определяет, сколько рублей (долларов, юаней или фунтов) будет находиться в обороте. Если кредиты дешевые и денег в обращении много — экономика может расти быстро, но и цены повышаются быстрее. Если кредиты дорогие и денег в обороте мало — экономика растет медленнее, но и инфляция невысока.

Как правило, во время экономического спада государство стремится стимулировать экономику низкими процентными ставками, в периоды экономического подъема наоборот — умерить пыл предпринимателей и не допустить перегрева экономики.

Монетарной политикой обычно занимаются государственные центральные банки. В РФ это Банк России во главе с Эльвирой Набиуллиной. Ежегодно Банк России готовит «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».

Основной инструмент кредитно-денежной политики ЦБ — ключевая ставка . Это процент, под который Центробанк выдает краткосрочные кредиты коммерческим банкам. Если ставка ЦБ низкая — то кредиты даются под небольшие проценты, денег в экономике много. Если ставка высокая — кредиты брать дорого, денег в экономике мало.

Цели кредитно-денежной политики и таргетирование

Государство проводит такую монетарную политику, которая позволит обеспечить устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости и сбалансированный бюджет, но при этом сдерживать инфляцию и поддерживать стабильный курс национальной валюты.

Основная задача Центробанка России — « защита и обеспечение устойчивости рубля », записано в Конституции РФ.

Но государство не может напрямую достигать указанных целей: при рыночной экономике нельзя запретить рублю дешеветь или отменить высокую инфляцию специальным законом.

Поэтому в монетарной политике формулируются целевые ориентиры, к достижению которых и будет стремиться центробанк. Это называется таргетирование , от английского target — цель . Такими целями могут быть, например, инфляция не выше определенного процента (инфляционное таргетирование) или определенный курс национальной валюты (таргетирование валютного курса).

Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики

Монетарная политика может осуществляться прямыми и косвенными методами.

Прямые, директивные методы — это требования и нормы центробанка. Например, норма обязательных резервов, которые коммерческие банки должны хранить на счетах в ЦБ. Или лимиты на кредитный портфель и привлечение депозитов, ограничения процентных ставок по кредитам и депозитам. Прямые методы дают быстрый эффект, но в условиях рынка не дают ЦБ полного контроля.

Косвенные, рыночные методы — это попытки ЦБ повлиять на конъюнктуру рынка. Например, операции на открытом рынке — покупка или продажа ценных бумаг и валюты. Например, если ЦБ РФ начинает валютные интервенции и активно продает доллары, предложение иностранной валюты становится больше — в итоге курс рубля растет. А если ЦБ продает ценные бумаги, то покупатели платят за них — и деньги временно уходят из оборота, оседая на счетах центробанка.

ЦБ РФ по закону имеет право использовать следующие инструменты и методы:

Процентные ставки по операциям Банка России.

Нормативы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке.

Рефинансирование кредитных организаций.

Установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения.

РИА Новости / Наталья Селиверстова

Монетарная политика и экономические циклы: борьба с кризисом и перегревом

Главная проблема монетарной политики в том, что государству нужно обеспечивать экономический рост (наращивать ВВП), но при этом не допустить высокой инфляции и перегрева экономики, за которым последует обрушение и кризис.

Поэтому ЦБ в зависимости от фазы экономического цикла чередует мягкую и жесткую монетарную политику.

На фазе быстрого роста ЦБ стремится уменьшить количество денег в обороте, чтобы не допустить избыточного инвестирования и появления «пузыря», который потом лопнет. Для этого центробанк повышает процентные ставки и норму обязательных резервов, снижает лимиты рефинансирования, продает ценные бумаги на открытом рынке и т.п.

На фазе рецессии или депрессии ЦБ применяет мягкую, стимулирующую политику. Он снижает процентные ставки и норму резервов, повышает лимиты рефинансирования, выкупает ценные бумаги с рынка. Все это увеличивает количество денег в обороте, подстегивает инвестициии и деловую активность, снижает безработицу.

Денежно-кредитная политика РФ. Монетарная политика России

«Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан», — говорится на официальном сайте Банка России.

В настоящее время ЦБ РФ реализует монетарную политику в рамках режима таргетирования инфляции — он стремится удерживать инфляцию на уровне около 4%. Центробанк называет своим приоритетом обеспечение ценовой стабильности.

Низкая инфляция позволяет поддерживать благосостояние граждан, делает экономику предсказуемой и для потребителей, и для производителей, объясняет ЦБ в «Целях и принципах денежно-кредитной политики». Это должно создавать условия для долгосрочных инвестиций и экономического роста.

В то же время Банк России не контролирует курс рубля и не устанавливает никаких валютных ориентиров. С ноября 2014 года ЦБ упразднил механизм валютного коридора и отказался от регулярных интервенций. В то же время Центробанк сохраняет право на валютные интервенции в случае угрозы для финансовой стабильности страны.

Плавающий курс рубля повышает устойчивость российской экономики к изменению внешних условий, объясняет Центробанк. А попытки контролировать курс бессмысленны: в итоге они приводят лишь к резкому обрушению рубля, отмечает глава Эльвира Набиуллина. «Мы знаем, чем чреваты управляемые курсы. Они чреваты тем, что происходит время от времени времени резкая девальвация», — указывала Набиуллина (цитата по агентству «Прайм»).

Банк России не ставит целей по темпам экономического роста . Однако «политика таргетирования инфляции вносит свой вклад в создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе за счет повышения уровня экономической определенности, формирования долгосрочных сбережений и инвестиций», указывает ЦБ.

Помимо всего прочего, ЦБ стремится «обеспечивать стабильное функционирование и развитие банковского сектора, финансового рынка и платежной системы».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]