Выпуск государственных ценных бумаг регулирует - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выпуск государственных ценных бумаг регулирует

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг в РФ

В целях создания и функционирования эффективного рынка ценных бумаг в нашей стране сформировалась система государственных органов, участвующих в регулировании российского фондового рынка.

Федеральное собрание РФ разрабатывает законопроекты и принимает законы, регулирующие различные процессы на рынке ценных бумаг.

Президент РФ издает указы, целью которых является оперативное вмешательство государства в процессы формирования эффективного механизма РЦБ. Администрация Президента в лице контрольного управления осуществляет мониторинг указов Президента.

Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку законопроектов в области ценных бумаг.

Министерство финансов РФ выступает на РЦБ в качестве:

· представителя государства, выполняющего от его имени функции эмитента по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне;

· регистрирует выпуски государственных ценных бумаг;

· регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;

· государственного органа регулирования РЦБ, устанавливающего правила учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами и др.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников РЦБ, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

В соответствии с Положением «О Федеральной службе по финансовым рынкам» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317) за ФСФР закреплены следующие полномочия:

— внесение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы;

— разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящих в компетенцию Службы;

— утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);

— утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

— утверждение обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;

— утверждение обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;

— утверждение норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

— определение порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

— регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг);

— лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

— контроль порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

— обращение в суд с исками, в том числе с исками, предъявление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Центральный банк РФ (ЦБ РФ) выполняет двоякую роль на рынке ценных бумаг, являясь одновременно его профессиональным участником и государственным органом, регулирующим рынок. В его основные функции входит:

· осуществление функций генерального агента Министерства финансов РФ по первичному размещению государственных ценных бумаг;

· обслуживание вторичного рынка государственных ценных бумаг в качестве финансового брокера, работающего по поручению правительства;

· осуществление функций агента по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг;

· использование операций с государственными ценными бумагами как инструмента проведения денежно-кредитной политики;

· установление для банков правил совершения операций на РЦБ, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;

· лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;

· аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;

· регистрация выпусков ценных бумаг банков и т.д.

Федеральная налоговая служба РФ совместно с Минфином РФ устанавливает порядок налогообложения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов.

Таким образом, перечисленные государственные органы, участвующие в регулировании процессов на рынке ценных бумаг призваны создать действенный механизм контроля за финансовой устойчивостью и безопасностью фондового рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Содержание:

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.
Читать еще:  Как заработать на бирже новичку

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Дата публикации: 28.03.2019 2019-03-28

Статья просмотрена: 2383 раза

Библиографическое описание:

Маркелова, К. С. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / К. С. Маркелова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 13 (251). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/251/57551/ (дата обращения: 10.04.2020).

Рынок ценных бумаг представляет собой организационно-правовую систему взаимодействия между эмитентами, инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг по поводу выпуска, размещения и погашения ценных бумаг.

Читать еще:  Трейдинг на бирже

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг складывается на основе принципов, которые отражают как политические, так и экономические условия в нашей стране.

Под государственным регулированием следует понимать регулирование со стороны органов государственной власти. Выделяют два вида государственного регулирования: прямое и косвенное.

Прямое регулирование представляет собой способ регулирования, основанный на праве и юридических нормах. Такое регулирование осуществляется путем:

− установления требований, подлежащих обязательному исполнению всеми участниками рынка ценных бумаг. Стоит заметить, что такие требования осуществляются с помощью нормативно-законодательной деятельности;

− обязательного ведения реестров не только участников рынка, но и непосредственно самих ценных бумаг;

− лицензирования профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг;

− осуществление контроля за соблюдением правил и норм, установленных законодательством, а также применение мер воздействия на тех участников рынка ценных бумаг, которые отклоняются от соблюдения указанных правил и норм.

Косвенное регулирование организовано в результате использования экономических средств рынка ценных бумаг и включает в себя следующие элементы:

− формирование государственного бюджета и различных фондов;

− управление различными пакетами акций, находящимися в собственности государства.

Объектами государственного регулирования являются участники рынка ценных бумаг, инструменты рынка, а также различные действия, которые с ними осуществляются.

Регулирование отношений на рынке ценных бумаг осуществляют законодательные и исполнительные органы государственной власти. К числу основных государственных органов, занимающихся регулированием РЦБ относятся: Президент Российской Федерации; Государственная Дума; Правительство Российской Федерации; Банк России; Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная антимонопольная служба; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Регулирование российского фондового рынка осуществляется путем издания нормативных правовых актов, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка.

Среди основных задач государства, касающихся регулирования фондового рынка, многие ученые выделяют стратегическую задачу. Ее суть состоит в совершенствовании рынка ценных бумаг, его инфраструктуры и инструментов. Итогом выполнения этой задачи служит достижение высоких результатов рыночной капитализации. Задачей государства в правоприменительной сфере является создание и поддержание такого правопорядка, который позволяет исключить использование различных мошеннических схем, препятствует использованию инсайдерской информации для манипуляции финансовыми рынками, обеспечивает защиту граждан и профессиональных участников финансового рынка ценных бумаг от колебаний, финансовой нестабильности.

Основными целями государственного регулирования являются:

− формирование достаточной нормативной базы, которая способна обеспечить действенное функционирование рынка ценных бумаг;

− обеспечение условий для более совершенной деятельности институтов рынка ценных бумаг;

− разработка правил поведения для участников рынка ценных бумаг;

− защита прав и законных интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путём:

− разработки и утверждения единых обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

− государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

− осуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление либо ликвидации таких лицензий в результате нарушения требования законодательства РФ;

− создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

− запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Основным субъектом государственного регулирования рынка ценных бумаг является Банк России, к которому перешли функции по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков от упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам. В связи с этим Банк России обладает большим количеством полномочий в сфере регулирования рынка ценных бумаг, в том числе: 1) разработка преимущественных направлений развития фондового рынка и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) разработка проектов различных нормативных — правовых актов, связанных с вопросами регулирования фондового рынка; 3) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг и государственной регистрации выпуска и отчёта об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг; 4) разработка и утверждение общеобязательных требований к осуществлению профессиональными участниками своей деятельности на рынке ценных бумаг; 5) осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах, стандартов и требований, которые были утверждены федеральным органом исполнительной власти.

Нормативные — правовые акты Банка России обязательны для исполнения федеральными министерствами, иными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение необходимо сказать, что государственное регулирование рынка ценных бумаг направлено на обеспечение полноценной и эффективной деятельности эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка, а также развитие институтов финансового рынка, гарантирующих реализацию единой государственной денежно — кредитной политики и правовую защиту интересов участников рынка ценных бумаг.

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17, ст. 1918.
  2. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / Р. Н. Аганина, В. К. Андреев, Л. В. Андреева и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Проспект, 2017 -848 с.
  3. Рынок ценных бумаг: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. И. Берзона. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
  4. Рынок ценных бумаг: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Н. Михайленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с.
  5. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А. В. Белицкая, В. С. Белых, О. А. Беляева и др.; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2019. 376с.

Что такое государственные ценные бумаги: объясняю человеческим языком на простых примерах

13 августа 2019

Как работают ценные бумаги, как на них зарабатывать, какие выгоды имеются? Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно немало попотеть, да и каждый требует отдельного рассмотрения. Сегодня я расскажу, что такое государственные ценные бумаги и для чего они нужны. Мало кто знает об этом инструменте, как им пользоваться, какие есть плюсы и минусы.

Что это такое и зачем они нужны

Например, компенсация дефицита бюджета, выполнение установленных правительством программ и т.п. Это возможность покрытия нехватки бюджетных средств. И это неудивительно, учитывая, что традиционно государство расходует больше, чем зарабатывает.

Ситуация осложняется тем, что привычные источники налоги, госпошлины и т.п. не способны компенсировать дефицит. Вот тут и приходят на помощь займы: занимает деньги само государство, а частные и юридические лица становятся кредиторами.

Владелец ценных бумаг получает определенные гарантии, что условия договора (выплата процентов, погашение долга в срок и т. д.) будут выполняться. Их особенность в доходности, которая формируется в зависимости от рыночной цены и величины купона.

Функции

Любые ценные бумаги, в том числе и государственные облигации, выполняют ряд важнейших функций:

  1. Отражение состояние экономики. Если на рынке курс ГЦБ стабилен, значит, государство может привлекать инвесторов, демонстрируя комфортное экономическое положение.
  2. Перераспределение капитала между разными направлениями в экономике.
  3. Использование в бизнесе как средство финансовых расчетов между банками и предприятиями.
Читать еще:  Биржи для торговли

Причины выпуска

Эмиссия государственных ценных бумаг:

  • регулирует нехватку бюджетных средств;
  • предоставляет коммерческим банковским учреждениям высоколиквидные активы;
  • контролирует обращение и регулирует объем денег;
  • привлекает дополнительные финансы для реализации крупных инвестиционных проектов;
  • погашает задолженности по государственным ценным бумагам, выпущенным ранее;
  • реализует правительственные целевые программы, которые проводятся органами власти в регионах;
  • поддерживает социальный сектор экономики и т. д.

Эмитенты ГЦБ

В качестве эмитентов, т. е. тех, кто выпускает бумаги, выступают:

  • органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления.

Другими словами, это государство, правительство, региональные власти, муниципалитеты, акционерные общества, различные финансовые структуры и т.д.

Особенности выпуска

В роли инвесторов бывают как юридические, так и физические лица, а также резиденты и нерезиденты. Выпуск ГЦБ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации согласно федеральному законодательству.

Облигации и казначейские обязательства, а также приватизационные чеки выпускаются на местах и независимо от органов власти федерального значения. Это можно сделать на уровне местных администраций и даже некоторых организаций, которые находятся на балансе государства.

Ценные бумаги, выпускаемые юридическими лицами, входящими в сегмент среднего бизнеса, могут иметь статус государственных, если государство выступает гарантом обеспечения доходности.

Размещение

После выпуска наступает этап размещения, или реализация разными способами. Обычно через Министерство финансов и Центробанк.

В зависимости от вида государственных ценных бумаг инвесторами становятся:

  • физические лица;
  • пенсионные фонды;
  • страховые компании;
  • коммерческие банки;
  • различные инвестиционные фонды.

ДЦБ размещаются в виде бланков или специальных записей на счетах. Постепенно бумажные формы вытесняются безбумажными – это проще и удобнее. Для реализации можно использовать закрытые аукционы или биржи.

Регистрация

Без этой процедуры облигации и обязательства не представляют никакой ценности, поэтому этот этап – один из самых важных.

Регистрация выпуска эмиссионных государственных ценных бумаг возлагается на специальные органы и Центробанк, процедура начинается после подачи эмитентом соответствующего заявления с указанием всех необходимых документов.

После рассмотрения документов и подтверждения соответствия согласно установленному законодательству проводится регистрация. В противном случае эмитент получает обоснованный отказ.

Доходность

Доходность характеризует экономическое состояние страны и позволяет анализировать рост или падение цен в будущем.

Существует три типа кривой доходности:

  1. Нормальная. При росте ставок инвесторы покупают государственные облигации, действующие в краткосрочной перспективе, рассчитывая на получение большей прибыли с учетом увеличения процентов. При взлете цен на такие ЦБ растет и их цена, а вот доходность, напротив, снижается.
  2. Обратная. Ситуация, прямо противоположная, нормальной кривой. Если инвестор прогнозирует падение котировок, он принимает решение купить бумаги, действующие длительный период для удержания ставки доходности.
  3. Плоская. Если доходность становится плоской, значит, экономика переживает переходный период, т.е. состояние либо ухудшается, либо улучшается.
  • Средняя доходность к погашению ОФЗ на сегодня – 6–8 % годовых.

Классификация и виды ГЦБ

Любой подобный государственная облигация имеет определенные характеристики, на основе которых выполняется классификация ценных бумаг.

По виду эмитента

Различают облигации федеральные, от субъектов и муниципалитетов.

Федеральные выпускает непосредственно государство, а именно орган исполнительной власти федерального значения, который наделен функциями регулирования и контроля бюджета, – Министерство финансов РФ.

Ценные бумаги от регионов России выпускают органами исполнительной власти этих субъектов, работающими на основе законодательства РФ. Бонды муниципалитетов выпускают местным самоуправлением.

По форме обращаемости

С учетом обращения выделяют три типа:

Рыночные находятся в свободной продаже без ограничений, т.е. купить их может любой желающий. Нерыночные не перепродают третьим лицам. Целевые реализуются исключительно в узком кругу инвесторов.

По срокам обращения

По периоду обращения в продаже различают:

  • краткосрочные государственные ценные бумаги (выпускаются максимум на год);
  • среднесрочные (период обращения может составить от одного года до 5 лет);
  • срок действия долгосрочных превышает 5 лет.

По способу получения дохода

По типу дохода государственные ценные бумаги классифицируются следующим образом:

  • процентные (ставка может быть единой, плавающей или иметь несколько ступеней);
  • индексируемые (цена меняется);
  • дисконтные (размещают по заниженной стоимости);
  • выигрышные (прибыль в виде выигрышей);
  • комбинированные (доход – совокупность основных действий нескольких типов бумаг).

По цели выпуска

Облигации государственного уровня можно использовать в разных случаях. Например, есть ценные бумаги только для инвесторов из России или для иностранных граждан и организаций (еврооблигации).

Эмиссия назначается для разных целей:

  • для покрытия «дыр» в бюджете;
  • для поддержки целевых программ;
  • для привлечения инвестиций и т. п.

Преимущества и недостатки

Облигации государственного займа рекомендуют к покупке благодаря массе достоинств:

  1. Нет проблем с покупкой и продажей. Номинальная стоимость таких бумаг невысока и доступна буквально каждому, благодаря высокой ликвидности найти покупателя несложно.
  2. Большой выбор. На данный момент представлено более 40 выпусков бумаг. Инвестор может выбрать исходя из предпочтений по доходности, срокам выплат, процентной ставки и т.д.
  3. Надежность. Получение дохода гарантировано на государственном уровне, выплаты могут быть заморожены разве что из-за дефолта, а это сегодня маловероятно.

Рынок государственных ценных бумаг в мире

В каждой стране существуют некоторые особенности рынка облигаций. Вникать в дебри не буду, отмечу лишь самые ключевые факторы.

На российском рынке характерны следующие особенности:

  1. Небольшое количество частных инвесторов.
  2. Население не слишком доверяет своему правительству и частным финансовым организациям в результате регулярных кризисов и падений доходов.
  3. Непродуманная структура рынка в субъектах.

Эти и другие факторы тормозят развитие рынка и обуславливают отсталость экономики на фоне европейских стран. На сегодня рынок государственных облигаций не превышает 46 % и находится в стагнации.

Великобритания

В Великобритании государственные ценные бумаги выпускаются в основном для крупных инвесторов, например, пенсионных фондов. Их можно обменять на другие виды ЦБ. Здесь действует 4 категории (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные). Главный эмитент – Банк Англии.

Германия

Эта страна выполняет ключевую роль в международной экономике. Развитая банковская система позволяет банкам быть и инвесторами, и эмитентами. Процентные ставки не имеют дополнительных ограничений.

Главным посредником при проведении различных финансовых операций выступает Бундесбанк. Государственные ценные бумаги не являются ключевым звеном в формировании бюджета, т. к. экономика находится на высоком уровне развития, и правительство использует иные источники дохода.

Франция

Во Франции существует три категории облигации государства:

График выпуска утверждает правительство каждый год, при этом сообщается количество эмиссий.

Япония

Японский рынок состоит из трех категорий государственных ценных бумаг, отличающихся сроком. Долгосрочные действуют не более 10 лет, среднесрочные до 4 лет, а краткосрочные казначейские векселя имеют срок погашения до 2 месяцев. Для этих ДЦБ существует свой специфический рынок, получивший название Gensaki.

Китай

Эмитенты в Китае – государственные структуры, основной пакет сконцентрирован в коммерческих банках. Доля ГЦБ на общем рынке превышает 55 % . Ко всему прочему, это закрытый рынок, доля иностранных инвесторов здесь крайне низка. Выпуск государственных облигаций – один из основных источников поступления доходов корпоративных заемщиков.

Заключение

Как видите, государственные ценные бумаги – это не так сложно. Более опытным инвесторам я бы порекомендовал задуматься об инвестициях в акции – это тоже надежный способ сохранения и приумножения своего капитала.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector