Рыночные ограничения рынка - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
57 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыночные ограничения рынка

Преимущества рынка и его ограничения. Взаимодействие рынка и государства.

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Экономические ограничения рынка

Понятие ограничений

Большая часть экономических проблем рынка решается в условиях ограничений, которые могут быть:

  • социального,
  • политического,
  • идеологического,
  • морального характера.

Для любой экономики самыми важными являются экономические ограничения, складывающиеся в системе в целом. Этот тип ограничений разворачивается на уровне существования экономики, пронизывая ее по вертикали.

Также можно выделить ограничение микроуровня, которые образуют ограничения более высоких уровней. Экономические ограничения макроуровня представлены в мировой экономике и отражают глобальные проблемы взаимодействия между природой и обществом. Такие проблемы разворачиваются на региональном, национальном уровне, а также на уровне функционирования определенных экономических единиц.

Экономические ограничения

Ограничение выпущенного объёма продукции в первую очередь имеет отношение к редкости ресурсов, которые необходимы для функционирования процесса производства. Для того чтобы удовлетворить определенный набор потребностей в ресурсах, предназначенных для выпуска продукции, нужно достаточное количество.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Условия ограничения ресурсов производства, включая принятие определенных экономических решений, необходимо рассматривать, используя границу производственных возможностей, для которой характерен обыкновенный экономический выбор.

Это можно представить на примере изготовления двух видов продукции, когда действуют экономические ограничения по выпуску данной продукции. Граница производственных возможностей представляет собой оптимальное сочетание выпуска двух видов товаров с условием использования определенных технологий и ограниченных ресурсов.

Читать еще:  Игра на бирже для новичков отзывы

Границу производственных возможностей можно охарактеризовать достижением максимальных возможностей при соответствующих объемах ресурсов производства в ходе выпуска двух видов товара. Это граница отражает предел общественных возможностей в ходе производства определенного товара. Сочетание производства двух видов товаров всегда находится на границе в виде максимума объема производства, получение которого возможно в итоге эффективного и рационального использования всех ресурсов, которые находятся в распоряжении общества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Продукция, находящаяся за пределами границ производственных возможностей, может оказаться более востребованной потребителем, чем любая другая продукция, которая находится на самой границе. Это можно объяснить тем, что за пределами границ возникают крупные производственные объемы товара, что в результате благоприятным образом складывается для населения.

Достижение таких производственных направлений при определенном объеме ресурсов, имеющихся в наличии, невозможно при использовании данной производственной технологии.

Когда продукция находится в пределах границы производственных возможностей, то можно наблюдать вероятность возникновения данного направления. При этом выпуск продукции в этом количестве будет нерациональным и неэффективным, а также в этом случае производственные ресурсы не используются в полном объеме. То есть исключается возможность использования обществом этих ресурсов в определенный период времени, что приведет в результате к неэффективному их применению.

Общественное производство продукции сокращается, снижая уровень удовлетворения общественных потребностей, что не соответствует производственным целям.

Компромисс между эффективностью и равенством

Во все времена актуальной была проблема соотношения между равенством и эффективностью. В любых экономических условиях общество стояло перед выбором пути дальнейшего развития экономики страны, которое соответствовало бы основным принципам равенства или справедливости социального характера, а также увеличению эффективности действий экономики.

На основании существующей справедливости на рынке эффективное и равное распределение ресурсов может быть определено людьми как несправедливое и в дальнейшем должно быть подвергнуто перераспределению данных ресурсов.

В любое время актуальной является проблема отношения равенства и эффективности. При любом уровне экономики общество всегда стоит перед выбором пути и последующего развития экономики государства, который должен соответствовать основным принципам равенства или справедливости социального характера, включая увеличение эффективности экономической деятельности. На основе справедливости, существующей на рынке, равное эффективное распределение ресурсов может определяться людьми как несправедливое, что в дальнейшем подвергает перераспределению эти ресурсы.

Процесс, который заключается в изменении имеющегося в обществе распределения доходов, национального богатства с целью осуществления социальной справедливости, называют перераспределением.

Перераспределение происходит не только по заключительному итогу экономической деятельности, но также включает экономические возможности. Так, выбор соотношения эффективного положения и справедливого состояния обладает важным значением для координации развития экономики в целом.

Невозможным явлением можно считать предоставление всему обществу равнозначных экономических прав, поскольку индивидуально отдача различается в общественном производстве. По этой причине следует исключить сокращение предоставления благ тем людям, которые несут эффективную экономическую деятельность, с условием улучшения состояния населения, признаваемого малообеспеченным. Неравенство в распределении богатства может быть оправдано, если оно направляется на улучшение благосостояния малообеспеченного слоя населения.

В сфере экономических отношений, где основой государственного вмешательства является не факт увеличения эффективности, а справедливость социального характера, перераспределение является единственной сферой отношений. Основная роль критерия справедливости над эффективностью в сфере перераспределения доходов крайне редко связана с конфликтами интересов при условии, что позитивное состояние от них может быть достигнуто через состояние других.

Когда передача доходов дает возможность улучшения состояния двух людей, говорят о Парето-улучшении положения. Пример Парето-улучшения заключается в отмене различных налогов местного уровня (акциза), ограничения со стороны административных органов власти на производство и реализацию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Рынок в экономике — это. Признаки рынка и рыночной экономики

Что такое рынок. Признаки рынка

Рынок — это совокупность всех отношений и процедур, обеспечивающих обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями. Рынок — общественный институт, это механизм, который сводит продавцов с покупателями.

Рынки могут принимать различные формы. Например, по типам товаров и услуг они делятся на рынок потребительских товаров, рынок труда, рынок иностранной валюты, рынок ценных бумаг, рынок информации, рынок инвестиций и т.п.

По масштабу рынки делятся на мировой, региональный, национальный и местный. По соответствию законодательству — на легальный и нелегальный. Все вместе это называется системой рынков.

Один из главных критериев рынка — свобода действий участников. Покупатели определяют спрос, продавцы — предложение, в результате устанавливается равновесная цена. Подробнее об этом читайте в статье: Что такое спрос и предложение. Кривая спроса и кривая предложения .

Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как и сколько производить

Нерегулируемый спрос. Потребитель сам решает, что, где, как и сколько покупать

Нерегулируемая цена. Цены зависят от спроса и предложения

Рыночная экономика — это тип экономической системы, при котором капитал и земля находятся в частной собственности. Поведение продавцов и покупателей, нанимателей и работников, цены регулирует закон спроса и предложения.

Читать еще:  Как играть с акциями на бирже

Противоположность рыночной экономике — командная экономика, где практически все ресурсы находятся в собственности государства, оно же централизовано руководит экономикой.

Виды рынков по типу конкуренции

Свобода действий участников обеспечивает конкуренцию — соперничество между производителями товаров и услуг. Чем больше число независимых участников, тем выше конкурентность рынка.

По типу конкуренции рынки делятся на:

Рынок чистой (свободной, совершенной) конкуренции. Множество производителей предлагает идентичную продукцию, никто из продавцов не может контролировать цены.

Рынок несовершенной конкуренции:

Рынок чистой монополии. Всю отрасль контролирует единственный производитель, конкурентов у него нет.

Рынок олигополии. В отрасли конкурируют несколько — от двух до пяти — крупных производителей.

Рынок монополистической конкуренции. Множество производителей конкурируют, предлагая неоднородную продукцию.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся:

Посредничество — рынок соединяет производителей с потребителями.

Ценообразование — рынок устанавливает равновесную цену, при которой спрос равен предложению.

Информирование — рынок предоставляет информацию о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

Регулирование — капитал перетекает из менее выгодных отраслей в более прибыльные, с производящих товары по заниженным ценам на товары с повышенными ценами.

Стимулирование — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение издержек, увеличение качества и ассортимента.

Координация — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага, получая за это прибыль.

Оздоровление (санация) — экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, нерентабельные предприятия разоряются, рентабельные процветают.

Несовершенство рынка. Позитивные и негативные черты рыночной системы

Рыночный механизм имеет много плюсов, однако он несовершенен — далеко не всегда «невидимая рука рынка» действует в интересах общества. Именно поэтому в современном мире распространилась смешанная экономическая система — государство берет на себя функции по регулированию рынка.

Позитивные черты рынка

Помогает эффективно распределять ресурсы, направляя их в отрасли, где они нужнее всего.

Направляет экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества.

Стимулирует научно-технический прогресс и сбережение ресурсов.

Обеспечивает саморегуляцию действий людей в процессе экономической деятельности.

Негативные черты рынка

Распределяя продукты по результатам конкуренции, ведет к социальному неравенству.

Порождает тенденцию к монополизации за счет концентрации и накоплению капитала.

Не решает проблему внешних издержек — тех, которые ложатся не на производителя, а на общество. К внешним издержкам относится, например, ущерб экологии, если фирма ничего не платит за загрязнение окружающей среды.

Не решает полностью проблему неравномерного распределения ресурсов — природных, человеческих, инвестиционных — между регионами.

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, необходимы следующие предпосылки.

Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации, действие законов, охраняющих частную собственность.

Наличие резервов роста экономики: свободный капитал, запас трудовых и природных ресурсов.

Обеспечение подвижности ресурсов — низкие трансакционные издержки.

Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков, обеспечивающих участников рынка необходимой информацией.

ФАС в СМИ: Рынки: Вертикальные ограничения

Денис Гаврилов, заместитель начальника Правового управления ФАС России: Есть три основных вертикальных ограничения (внутрибрендовые и межбрендовые): ценовые ограничения, территориальные барьеры и эксклюзивность покупателя или продавца. И каждый раз мы должны определить, оказывается ли негативное влияние на конкуренцию или такие условия необходимы.

Закон о защите конкуренции допускает установление максимальной цены, по которой оптовый дистрибутор будет перепродавать товар, приобретенный у производителя. Но не минимальной или фиксированной цены. Что такое максимальная цена перепродажи, каков предел, как мы поймем, что ее уровень обоснован? Например, верхний предел может рассчитываться исходя из цены на сопоставимом рынке. Цена должна учитывать необходимые расходы и прибыль дистрибутора.

Другая проблема — ценовая рекомендация. На упаковке, на первой странице журнала мы видим: рекомендованная цена, допустим, 20 руб. Сама по себе ценовая рекомендация не проблема, если дистрибутор самостоятелен в ценовой политике. Другое дело, если она превращается в условие производителя, обязательное для выполнения. Например, посредством штрафных санкций, снижения скидок, закупок. Есть и метод пряника: увеличение бонусов, скидок, закупок. В таких случаях ценовая рекомендация трансформируется в ценовое обязательство, что недопустимо.

Классический спор: что такое территориальное ограничение, т. е. требование продавать товар на определенных в соглашении территориях или определенным покупателям. Мы должны исходить из рыночной доли участников соглашения, насколько товар является востребованным, уровня межбрендовой конкуренции.

Следующая проблема — эксклюзивность продавца и покупателя. Обязательство покупателя не продавать товар конкурентам продавца прямо запрещено в законе. Признаки нарушения этого запрета: рыночная доля продавца и покупателя на товарном рынке превышает 20%; покупатель ранее продавал товары нескольких производителей; препятствие эффективной дистрибуции товаров конкурентов продавца; препятствие межбрендовой конкуренции. Напротив, когда эксклюзивность продавца допустима: доля сторон не превышает 20% рынка; нет ограничений по ценовой политике покупателя, выбора способов и каналов продаж; допускается продажа покупателем товаров конкурентов продавца на иной территории; перепродажа товаров под товарным знаком продавца.

Читать еще:  Коэффициент концентрации отраслевого рынка

Эксклюзивность покупателя — обратная ситуация, она не оговаривается прямо в законе, но проблема актуальна для практики. Ключевым стало вынесенное в конце 2011 г. постановление президиума ВАС по делу «Ангстрема». Когда можно говорить об ограничении конкуренции: рыночная доля продавца превышает 35%; продажи товара не соответствуют уровню спроса; ограничение доступа иных участников рынка к торговле такими товарами путем отказа от перепродажи оптовым поставщикам.

И наконец, отказ от конкуренции ex post: обязанность покупателя не производить, не приобретать и не перепродавать товары конкурентов продавца после истечения срока договора. Допустимость таких ограничений определяется исходя из следующих фактов: это обязательство относится к взаимозаменяемым товарам, являющимся предметом соглашения; ограничено территорией и помещениями, где продавал товары покупатель в течение срока действия соглашения; обязательство необходимо для защиты секретов производства (ноу-хау), патентных прав, передаваемых продавцом покупателю; срок действия — год с момента прекращения договора.
Дискуссия

начальник аналитического управления ФАС: Практика установления максимальной цены перепродажи очень широко используется российским бизнесом. Я считаю, что она абсолютно благотворна: растут продажи, прибыль концентрируется у производителя, а не у региональных дистрибуторов. В 60-е гг. в Америке установление максимальной цены перепродажи перестало быть ограничением, запрещенным per se, и с тех пор очень редко признавалось нарушением акта Шермана. Мне неизвестны случаи, когда антимонопольный орган рассматривал максимальную цену перепродажи как завуалированный способ установления минимальной цены. Поэтому я призываю не опасаться такой договорной практики.

Четвертый антимонопольный пакет требует исследования товарного рынка при любом рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Поэтому бизнес сможет всегда требовать от ФАС доказательств, что конкуренция была ограничена максимальной ценой перепродажи, показать причинно-следственную связь. А это очень непросто сделать, если цена в договоре перепродажи названа максимальной.

Елена Курчук, руководитель антимонопольной практики DLA Piper: Много говорится о рыночной силе торговых сетей. Можно дать разные определения понятию «рыночная сила». С бытовой точки зрения это сильная переговорческая позиция: я инвестировала, развивала логистику, усиливала менеджмент, я надежный деловой партнер, у меня бесперебойный сервис, все хотят со мной работать. Рыночная сила — это и экономическое понятие, но никто еще не оценивал в цифрах рыночную силу торговых сетей. И наконец, юридический подход к этому понятию закреплен в концепции доминирующего положения. Опять же ни одна сеть не контролирует более 50% рынка. Да и рынок сам не совсем понятен: розница или опт, специальные маркетинговые или рекламные услуги и т. д. Сейчас предпринимаются попытки рассматривать рынок как находящийся в состоянии коллективного доминирования. Но коллективное доминирование возможно на рынке однородных продуктов и услуг, например сахарный песок или нефть. А рекламные или маркетинговые контракты разнятся и по времени, и по составу услуг, и по объему, и по цене. Как в таком случае можно говорить о коллективном доминировании? Поэтому для регулирования отношений между сетями и поставщиками не удалось эффективно использовать инструментарий закона о конкуренции, и был принят закон о торговле. И теперь действуют только формальные составы: дискриминация, навязывание невыгодных условий, которые не требуют установления доминирующего положения. Правильно ли это?

Например, в деле Metro Cash & Carry ФАС сочла проблемой определение цены в зависимости от товарооборота. Но давайте посмотрим на ситуации из жизни. В Пушкинском музее разная цена для взрослого и для ребенка, для пенсионера и инвалида. То же и для билетов в метро. Получается, что ценовая дискриминация не всегда общественно опасна. Часто ценовая дискриминация помогает приобрести услугу тем, у кого нет средств, за счет более состоятельных хозяйствующих субъектов.

Елена Габдулхаева, руководитель юридического департамента Metro Cash & Carry: Устанавливая факт коллективного доминирования, сотрудники УФАС по Санкт-Петербургу оперировали понятиями: рынок розничной торговли продовольственными товарами и рынок реализации продовольственных товаров через сетевые компании. Получается, они выделили отдельный рынок внутри рынка розничной торговли продовольственными товарами. Что такое товарный рынок с точки зрения законодательства о защите конкуренции? Либо товар, но у нас в каждой сети до 50 000 артикулов и безумное количество категорий, либо услуга. Но о какой услуге может идти речь? Никто никому услугу не оказывает, потому что сеть продает товары, которые находятся в чужой собственности. Есть свежий ГОСТ, в котором предложен термин «услуга розничной торговли». Термин, на мой взгляд, совершенно фантастический. Услуга торговли — это результат взаимодействия продавца и покупателя по удовлетворению потребностей покупателя при покупке и продаже товаров. Если предположить, что такой рынок есть, то на нем взаимодействуют сети и конечные потребители и никакого отношения к поставщикам он не имеет. Поэтому мой ответ однозначен: с точки зрения антимонопольного регулирования никакой рыночной силы у сетей быть не может, а законодательство о торговой деятельности никакого отношения к антимонопольному регулированию не должно иметь.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector