Развитие рынка ценных бумаг
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
6. Этапы развития рынка ценных бумаг в России
В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.
Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).
Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.
В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.
Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.
В период 1993-1994 годов обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы — крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие — нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать «ваучеры», а другие искали возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.
Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.
В 1995-1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бума» и др.
К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета — государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
2. Реструктуризация внутреннего валютного долга — выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
3. Связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации.
Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.
После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 года. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий: долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения; государственные краткосрочные облигации выпуска 1994г.; долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.; внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц; казначейские обязательства.
Рынок частных ценных бумаг включает:
— эмиссию акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий;
— эмиссию акций и облигаций банков;
— эмиссию акций чековых инвестиционных фондов;
— эмиссию акций вновь создаваемых акционерных обществ;
— облигации банков и предприятий.
Российский фондовый рынок характеризуется следующим:
— небольшими объемами и неликвидностью;
— «неоформленностью» в макроэкономическом смысле ( неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
— неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
— раздробленной системой государственного регулирования;
— отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
— высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
— значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
— крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
— отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
— отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
— агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
— высокой долей «черного» и спекулятивного оборота;
— расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.
Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок — это динамичный рынок, развивающийся на основе:
— масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг;
— расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов;
— быстрого улучшения технологической базы рынка;
— открывшегося доступа на международные рынки капитала;
— быстрого становления масштабной сети институтов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.
Основные направления развития рынка ценных бумаг в России
экономические науки
- Филин Сергей Алексеевич , студент
- Ломакин Николай Иванович , кандидат наук, доцент, доцент
- Волгоградский государственный технический университет
Похожие материалы
Фондовый рынок является одним из главных участников экономической системы абсолютно любого государства в мире. Российский рынок ценных бумаг очень интересен, тем что он относительно молод. А в глобальном смысле, тем что участники данного рынка почти никогда не принимают участие в производстве товаров и услуг. Главная цель рынка ценных бумаг, как и у любого вида предпринимательства, является получение дохода (прибыли). Основной ресурс на этом рынке — это денежный капитал.
Становление отечественного и современного рынка ценных бумаг приходиться на начало 1990 года. Его особенностью являлось то, что рынок заполнялся ценными бумагами слишком хаотично, это было обусловлено отсутствием регулярного выпуска государственных ценных бумаг. Сейчас фондовый рынок гораздо меньше зависит от заграничных рынков, чем в девяностые года. Тогда на средства иностранного капитала примерно на 40% финансировался госдолг.
На сегодняшний день существуют положительные тенденции. Например, повышается процентное соотношение “интересных” акций на внутреннем рынке для зарубежных специалистов. Повышается интерес отечественных компаний к финансовым инструментам, таким как ADR и GDR, что в итоге привлекает зарубежный капитал, который обладает более лучшими характеристиками по сравнению с российским рынком относительно объема привлеченных средств. Также существенно повышается информационная прозрачность компаний. Начиная с 1995 года множество компаний вышло на российский фондовый рынок с IPO через площадку ММВБ. Первые IPO в России были не очень удачными. Но со временем некоторые компании вышли уже на Нью-Йоркскую биржу и показали там положительные результаты: впервые дни после размещения акция цены на них росли на 20-35%, одним из лучших результатов может похвастаться компания Тройка-Диалог. Такие успешные события на рынке ценных бумаг стали знаковыми для России в этой сфере.
Главным документом, который регулирует российский фондовый рынок — является Федеральный закон №39 от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Но остаются множественные проблемы фондового рынка, которые касаются сферы государственного обеспечения, а также законодательного регулирования его участников. Сегодняшнее развитие рынка ценных бумаг в России связанно с преодолением влияния от этих негативных факторов.
Правительство РФ делает всевозможные шаги по модернизации «Программы развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации». В Государственной Думе проходили слушания законопроекты «Об электронном документе», а также «О биржах и биржевой деятельности». Также принимаются меры по защите прав инвесторов и акционеров.
Федеральное Собрание РФ также продвигало законопроекты: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», «Об инвестировании денежных средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», «Об инсайдерской информации», «Об аффилированных лицах», а также вносила поправки в Бюджетный кодекс РФ, уточняла полномочия субъектов Российской Федерации при осуществлении займа. Исходя из подсчетов ММВБ и ЦБ РФ число московских брокеров, составляет 35% от российского рынка, на их долю приходится около 75% оборота внутреннего рынка акций, т.е. подавляющее большинство. Также рыночная ниша РТС и ММВБ составляет более 85% отечественного рынка.
Исходя из выше сказанного, следует вывод, фондовый рынок Российской Федерации все сильнее становится элементом экономической политики государства, которая в свою очередь влияет на привлечение инвесторов в долгосрочной перспективе. Из наиболее главных повесток можно подчеркнуть то, что инфраструктура рынка ценных бумаг за последние года существенно улучшилась, но эти изменения могут не только происходить и дальше, но наращивать свой масштаб. Главенствование зарубежных инвесторов на российском рынке приведет к продолжению укрепления брокерских компаний и ликвидации или наоборот объединению некоторых фондовых бирж.
Воздействие зарубежных инвесторов и их требования к быстроте, качеству, особенностям обслуживания, а также управлению рисками несомненно будут способствовать росту роли информационных технологий. На данный момент времени в государстве протекает глубокий процесс разработки структуры фондового рынка, которая отвечала бы всем мировым правилам и стандартам.
Кроме выше сказанного, есть вероятность, к уменьшению количества бирж до 10%, что является приемлемым числом для стран занимающих ведущее положение в мировой экономике.
Инвестиционный и экономический климат в Российской Федерации, на данный момент, несмотря на введенные против нашего государства ряда экономических санкций все же улучшается. Можно полагать, что в ближайшие 2-3 года нам будет присвоен хороший кредитный и инвестиционный рейтинг. Это позволит укрепить позицию нашего государства для зарубежных инвесторов и привлечет дополнительные финансовые средства.
Подводя итог можно сказать, что главная цель для развития фондового рынка в Российской Федерации в ближайшие года станет его перевоплощение в очень эффективный механизм по распределению финансовых ресурсов, которые в свою очередь станут “приманкой ” для привлечения инвестиций в Россию, а также повлечет падение цены на инвестиционные ресурсы. Если смотреть на ситуацию прямо сейчас то, фондовый рынок должен как можно скорее превратиться из организации в основном спекулятивных операций в организацию перераспределения инвестиций. Также стоит сказать, что отечественный рынок при всех его недостатках имеет большие шансы на вхождение в число мировых лидеров с огромным потенциалом для развития. К 2020 году, Российский рынок ценных бумаг может значительно увеличиться в темпах роста, это доказывает возросшую активность инвесторов на Московской бирже. Благополучный прогноз специалистов основан на улучшении всеобщей финансовой ситуации в стране и недооценки российских активов.
Список литературы
- Алехин, Б. И. Рынок ценных бумаг / Б.И. Алехин. — Москва: Питер, 2017. — 461 c
- Боровкова, В. А. Рынок ценных бумаг : Питер, 2017. — 352 c
- Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 384 c.
- Никитина С.П. Мировая биржевая торговля и российский фондовый рынок сегодня // Ученые записки Международного банковского института. — 2016. — № 16. — С. 55 — 62.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
6. Этапы развития рынка ценных бумаг в России
В периодизации развития рынка ценных бумаг в России можно выделить следующие этапы.
Дореволюционный период. В XVIII-XIX веках и начале XX века в России активно использовались долговые расписки, облигации и казначейские обязательства. В начале XVIII века была учреждена первая биржа в Санкт-Петербурге. В дореволюционной России в каждой губернии были в обращении различные ценные бумаги. Особое распространение получили векселя, облигации, расписки казначейских домов, ценные бумаги акционерных обществ (например, облигации государственного займа, облигации общества Юго-Западных железных дорог).
Советский период. В годы НЭПа существовал весь спектр разнообразных ценных бумаг, активно работали биржи. В период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Имели место факты, когда эти облигации выдавались и в счет заработной платы. Показательно, что сохранившиеся облигации были погашены через 35-40 лет.
В 1990-1991 годах началось возрождение рынка ценных бумаг в России. Появляются акции трудовых коллективов. Начинается разработка нормативно-правовой базы фондового рынка.
Постсоветский период. В 1992 году Верховный Совет РФ принял «Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г.», были разработаны законодательные основы реализации этой программы и осуществлены первые шаги по ее выполнению. С принятием данной программы в России была совершена тихая экономическая революция, в результате которой произошла смена одного общественного строя другим.
В период 1993-1994 годов обвальный характер приватизации практически разделил общество на противоположные группы — крупные собственники (владельцы капитала и крупные акционеры предприятий), мелкие и мельчайшие; реальные и формальные собственники. Каждый гражданин теоретически имел равные права в начале приватизации, получив право на часть государственной собственности в форме приватизационного чека. В принципе личным делом каждого было решение вопроса о том, как поступить с приватизационным чеком: продать его, подарить или обменять на акции выбранного предприятия. Однако практически граждане оказались с разными результатами: одни стали реальными собственниками, другие — нет. Это было связано с разными финансовыми возможностями различных групп населения (одни имели возможность скупать «ваучеры», а другие искали возможность из продать), уровнем их информационной осведомленности, психологическими установками и мотивацией поведения. Общая неготовность общества к разгосударствлению подтверждалась заторможенной реакцией большинства населения в начале приватизации, получением приватизационных чеков в основном в поздние сроки, продлением сроков вложения «ваучеров», низкой активностью участия населения в проводимых специализированных чековых аукционах. В процессе обвальной приватизации произошла трансформация (изменение) отношений собственности. В результате приватизации и акционирования весьма значительная часть предприятий перешла из государственной в частную собственность.
Летом 1994 годы начался массовый выпуск государственных ценных бумаг. Правительство под давлением внешних кредиторов пересмотрело отношение к традиционным, эмиссионным источникам финансирования государственного бюджета. Путем продажи государственных ценных бумаг в бюджет привлекалось несколько десятков триллионов неденоминированных рублей ежегодно. В целом это имело важное значение для сокращения бюджетного дефицита за счет внутренних безинфляционных заимствований. Однако это уменьшило необходимость интенсивного развития производства, что вызвало снижение объема и темпов роста валового национального продукта. Кроме того, увеличение государственного долга впоследствии привело к росту нагрузки на бюджет из-за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям и погашения государственных ценных бумаг.
В 1995-1996 годах получило развитие государственное регулирование рынка ценных бумаг. В этот период были приняты фундаментальные нормативно-правовые акты. Вступили в силу Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бума» и др.
К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:
1. Выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета — государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
2. Реструктуризация внутреннего валютного долга — выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
3. Связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации.
Современный этап (с 1997 года) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997 года базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.
После августовского кризиса 1998 года, несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раза по сравнению с июнем 1998 года и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 года. Ключевыми задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов. Решительные и согласованные действия государственных органов должны способствовать как росту портфельных инвестиций, так и стратегическому вложению капитала институциональными инвесторами.
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий: долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения; государственные краткосрочные облигации выпуска 1994г.; долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г.; внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц; казначейские обязательства.
Рынок частных ценных бумаг включает:
— эмиссию акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий;
— эмиссию акций и облигаций банков;
— эмиссию акций чековых инвестиционных фондов;
— эмиссию акций вновь создаваемых акционерных обществ;
— облигации банков и предприятий.
Российский фондовый рынок характеризуется следующим:
— небольшими объемами и неликвидностью;
— «неоформленностью» в макроэкономическом смысле ( неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
— неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
— раздробленной системой государственного регулирования;
— отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
— высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
— значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
— крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
— отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
— отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
— агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
— высокой долей «черного» и спекулятивного оборота;
— расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.
Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок — это динамичный рынок, развивающийся на основе:
— масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг;
— расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов;
— быстрого улучшения технологической базы рынка;
— открывшегося доступа на международные рынки капитала;
— быстрого становления масштабной сети институтов — профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов.
Тенденции развития рынка ценных бумаг
Тенденции развития рынка ценных бумаг
Тенденции развития мирового рынка есть одновременно тенденции развития рынка ценных бумаг и наоборот.
Наиболее существенные тенденции развития рынка ценных бумаг обычно группируются следующим образом:
- концентрация и централизация капиталов и организаций;
- формирование мирового рынка ценных бумаг;
- компьютеризация;
- коммерциализация фондовых бирж;
- секьюритизация;
- рост уровня организованности и регулируемости;
- нововведения;
- увеличение капитализации.
Тенденция к концентрации и централизации — общерыночная тенденция, которая на рынке ценных бумаг проявляется в укрупнении (по числу работников, капиталов, филиалов и т. п.) организаций профессиональных посредников и в сокращении их количества, включая число функционирующих в каждой стране фондовых бирж. Указанные организации становятся все более мощными по размерам собственного капитала и привлекаемым капиталам своих клиентов; разрастается их филиальная сеть как внутри своей страны, так и за рубежом; они становятся все более многофункциональными, и спектр услуг, которые они предоставляют на рынке, становится все более широким; идет процесс их слияния как между собой, так и с другими финансовыми и банковскими структурами.
Формирование мирового рынка ценных бумаг связано с процессом формирования единого мирового хозяйства. Это тот локомотив, который движет вперед рыночный процесс в целом. Объединение национальных рынков ценных бумаг в мировой практике идет по таким направлениям, как обеспечение возможности для любого инвестора оперировать с ценными бумагами, независимо от их национальной принадлежности; тесная связь национальных рынков между собой благодаря современным средствам связи и организации банковских расчетов в мировом масштабе; переход на единые стандарты деятельности на фондовых рынках развитых стран и их общее регулирование и т. п.
Компьютеризация. Современный рынок ценных бумаг уже невозможен без его широчайшей компьютеризации, которая обеспечивает как заключение, так и обслуживание огромного количества ежедневно заключаемых сделок с ценными бумагами. Компьютеризация является основой для ряда нововведений на рынке ценных бумаг.
Секьюритизация — это тенденция вовлечения все больших капиталов, независимо от форм их существования, на рынок ценных бумаг путем кратковременного или длительного представления их в форме тех или иных видов ценных бумаг. Особенно это относится к капиталу, который по разным причинам находится в данный момент в малоактивной форме, например, в виде недвижимого имущества, как-то: жилья, основных производственных фондов, запасов сырья длительного характера и т. п. Выпуск разнообразных облигаций или других долговых ценных бумаг на базе такого имущества позволяет ускорять оборот такого капитала, получать дополнительный доход, расширять рынок и его возможности.
Усиление регулирования и контроля, прежде всего со стороны государства, за рынком ценных бумаг объясняется той огромной ролью, которую он играет в современную эпоху, а потому надежность этого рынка, степень доверия к нему со стороны всех его участников должны только возрастать и усиливаться. Оборотной стороной этого процесса считают его «фискальный» характер, т. е. одновременно расширяются возможности государства по сбору налогов с участников данного рынка.
Нововведения на рынке ценных бумаг охватывают следующие направления:
- создание все новых инструментов данного рынка;
- создание новых систем торговли ценными бумагами;
- совершенствование инфраструктуры рынка.
В основе рыночных нововведений лежит, с одной стороны, компьютеризация всех сторон рыночных процессов как материальная основа для создания все новых инструментов и механизмов рынка, а с другой — усиление нестабильности на рынке и в силу этого необходимость создания указанных инструментов и механизмов для борьбы с различными и все увеличивающимися по количеству и размерам рыночными рисками.