Правовые основы рынка в рф - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы рынка в рф

Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права;

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Субъекты РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:

реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;

принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;

разрабатывают рациональные программы развития торговли;

осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;

осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:

создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;

оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;

рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;

установление правил организации торгового обслуживания.

Источниками коммерческого права являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.

Источники коммерческого права можно выстроить в следующей последовательности.

Конституция РФ. Основной закон страны устанавливает положения экономической основы государства:

согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.

Нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанными принципами международного права понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Общепризнанной нормой международного права является правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» международным договором является международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме, и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры РФ могут заключаться:

иностранными государствами, международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры);

от имени Правительства РФ (межправительственные договоры);

от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания для применения внутригосударственных актов, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

В настоящее время Россия — участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:

Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;

Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств» и др.

Следует отдельно отметить, что в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО). В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании», изменивший систему требований к товарам (см. вкладку 4).

Читать еще:  Потребность на рынке 5

Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:

определяет правовое положение участников гражданского оборота;

определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);

регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные дела, равенство различных форм собственности и т.п.

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

Кодекс внутреннего водного транспорта;

Кодекс торгового мореплавания;

Устав железнодорожного транспорта РФ.

Важными законами в области коммерческого права являются:

Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»;

Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. и др.

Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:

Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли», принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;

Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»;

Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и др.

Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями, авторитетными общественными организациями, — например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него ссылку.

Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации

В сфере исследования коммерческого права находится непосредственно товарный рынок. Товарный рынок можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле это система субъектов экономики и их отношений, цель которых – обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственного назначения. В узком – рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Товарный рынок России имеет соответствующую структуру, пока ещё не

Полностью сформированную и организованную. В эту структуру включается совокупность определенных звеньев, задачей которых является продвижение товара от производителя к потребителю.

Все эти звенья имеют определенную организационно-правовую форму (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия), являются коммерческими организациями, то есть имеют основной целью извлечение прибыли (см. схему 1).

Схема 1. Участники торгового оборота

Особую группу участников оптовой торговли составляют организаторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участников товарооборота.

Товарная биржапредставляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которого – проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Товарная биржа выступает наиболее развитой формой оптового рынка товаров, определяемых родовыми признаками (металла, леса, угля, зерна).

Правовое положение товарных бирж в Российской Федерации определено Законом от 20 февраля 1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле».

Под товарной биржей Закон понимает организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Читать еще:  Фондовые ценные бумаги это

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами, число которых не может быть менее 10, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Биржевая торговля осуществляется посредством совершения биржевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар – это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Статья 8 Закона предусматривает следующие виды биржевых сделок:

1) простые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

2)форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара;

5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

ЛЕКЦИЯ № 16. Рынок и его правовая характеристика

ЛЕКЦИЯ № 16. Рынок и его правовая характеристика

Рынок – это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. Черты рынка:

1) наличие специфического объекта рынка – однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка – объемы оборота товара;

2) наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе;

3) территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):

а) международные рынки;

б) республиканские рынки;

в) местные рынки.

Товарный рынок имеет свою структуру – совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру – совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элементами структуры товарного рынка являются:

1) изготовители товара;

2) оптовые торговые и иные посреднические организации;

3) организации розничной торговли;

Инфраструктура товарного рынка состоит из:

1) торговых посредников – организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;

2) информационного обеспечения – организаций, обеспечивающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения;

3) товароупаковочной индустрии – производственных структур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности товара и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;

4) транспортного обеспечения – всех видов транспорта, обеспечивающих движение товара и доставку его потребителям;

5) финансово-кредитного обеспечения – организаций, обеспечивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;

6) организационного обеспечения – организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;

7) нормативно-правового обеспечения – системы федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках. Рынок характеризуется как совершенный, когда:

1) все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;

2) условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;

3) рынок прозрачен, т. е. продавцы и покупатели обладают возможностью полного обзора рынка, получения достоверной информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Если же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. Большое неравенство условий создается рекламой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упаковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения. Существуют следующие формы рынков:

Читать еще:  Зарабатывание денег на бирже

1) полиполия – существует много продавцов и много покупателей;

2) олигопсония – много продавцов и несколько покупателей;

3) монопсония – много продавцов и один покупатель;

4) олигополия – несколько продавцов и много покупателей;

5) двусторонняя олигополия – несколько продавцов и несколько покупателей;

6) ограниченная монопсония – несколько продавцов и один покупатель;

7) монополия – один продавец и много покупателей;

8) ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей;

9) двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель.

Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков обеспечивается путем:

1) разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации оптовой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонарушений;

2) разработки изменений в законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участников торговых рынков;

3) разработки нормативно-методических документов по сертификации и стандартизации продукции;

4) разработки методических документов по торговой и снабженческо-сбытовой деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. Правовые основы товарного рынка в Российской Федерации

В сфере исследования коммерческого права находится непосредственно товарный рынок. Товарный рынок можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле это система субъектов экономики и их отношений, цель которых — обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственного назначения. В узком — рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Товарный рынок России имеет соответствующую структуру, пока ещё не полностью сформированную и организованную. В эту структуру включается совокупность определенных звеньев, задачей которых является продвижение товара от производителя к потребителю.

Все эти звенья имеют определенную организационно-правовую форму (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия), являются коммерческими организациями, то есть имеют основной целью извлечение прибыли.

Особую группу участников оптовой торговли составляют организаторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участников товарооборота.

Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которого — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Товарная биржа выступает наиболее развитой формой оптового рынка товаров, определяемых родовыми признаками (металла, леса, угля, зерна).

Правовое положение товарных бирж в Российской Федерации определено Законом от 20 февраля 1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле».

Под товарной биржей Закон понимает организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами, число которых не может быть менее 10, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Биржевая торговля осуществляется посредством совершения биржевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар — это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Статья 8 Закона предусматривает следующие виды биржевых сделок:

1) простые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара;

5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]