Отчет эмитента ценных бумаг
Ежеквартальный отчет эмитента
Продолжим тему инвестирования в акции и облигации и рассмотрим важный документ, который обязательно необходимо анализировать перед принятием решения о покупке ценных бумаг — ежеквартальный отчет эмитента. Ознакомившись с публикацией, вы узнаете, как и когда выходит ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг, и какую важную информацию он может дать инвестору для принятия инвестиционного решения.
Отчетность эмитента ценных бумаг
Если предприятие выступает эмитентом ценных бумаг — законодательство обязывает его публично размещать определенную информацию, позволяющую действующим и потенциальным инвесторам оценить все риски покупки этих бумаг. Анализируя отчетность эмитента, инвесторы принимают решения, касающиеся покупки или продажи его акций, облигаций, депозитарных расписок и т.д.
Законодательство в данной сфере урегулировано не так давно. Еще в 90-е российские эмитенты ценных бумаг не обязаны были раскрывать свою отчетность, и инвесторы вынуждены были покупать эти данные на черном рынке у разного рода «информационных компаний». Стоимость одного отчета в те времена составляла 50-100 долларов, к тому же, не было никаких гарантий, что купленные данные достоверны и вообще хоть как-то соответствуют действительности. Многие компании в те времена вели двойную и даже тройную бухгалтерию: для себя, для налоговой и для инвесторов.
Сейчас публичное раскрытие отчетности — это необходимое и обязательное условие для размещения ценных бумаг и поиска инвесторов, которое должно выполняться, независимо от каких-либо индивидуальных особенностей конкретного публичного общества. Его обязаны публиковать:
- компании, осуществившие хотя бы одну эмиссию ценных бумаг;
- акционерные общества, образованные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- эмитенты облигаций, допущенных к биржевым торгам;
- эмитенты депозитарных расписок, допущенных к биржевым торгам.
Эмитент ценных бумаг обязан размещать в интернете в открытом доступе три вида отчетности:
- Консолидированная финансовая отчетность — финансовая отчетность группы взаимосвязанных компаний, рассматриваемых как единое целое. Включает в себя данные по активам, пассивам, доходам и расходам группы на отчетную дату и за отчетный период, соответственно.
- Информация о существенных фактах деятельности — совокупность данных об изменениях, которые могут оказать влияние на стоимость ценных бумаг эмитента. Сюда относится:
- созыв и проведение общего собрания участников и его решения;
- проведение совета директоров, его повестка дня и принятые решения;
- размещение ценных бумаг эмитента и определение их цены;
- приобретение эмитентом его ценных бумаг и цена их выкупа;
- факты непринятия советом директоров решений, регламентированных законодательством;
- и т.д.
- Ежеквартальный отчет эмитента.
Ежеквартальный отчет эмитента
Ежеквартальный отчет эмитента — это одна из обязательных форм отчетности, которую эмитент ценных бумаг обязан декларировать публично раз в квартал.
В России необходимость публикации такого отчета регламентирована Законом «О рынке ценных бумаг», а его состав и форма утверждены Положением ЦБ РФ №454-П от 30.12.2014г. «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
Согласно этому нормативному документу, ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг должен включать:
- Бухгалтерскую отчетность эмитента за последний отчетный год и аудиторское заключение.
- Бухгалтерскую отчетность эмитента за последний отчетный квартал (кроме четвертого квартала).
- Если были эмитированы облигации с обеспечением — то сведения о предоставленном обеспечении и лице, предоставившем его.
- Другую информацию, регламентируемую нормативными актами ЦБ.
Ежеквартальный отчет эмитента должен быть утвержден Советом директоров, подписан первым лицом компании и главных бухгалтером. Если в дальнейшем в отчете будет обнаружена недостоверная информация, солидарную субсидиарную ответственность за это понесут все, кто его утверждал и подписывал. В том числе на этих лиц может быть возложена ответственность за убытки инвесторов, понесенных ими из-за искаженных данных в отчетности.
Ежеквартальный отчет эмитента должен быть опубликован в Интернете на собственном сайте компании не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала. Также эта отчетность в России публикуется в Центре раскрытия корпоративной информации агентства «Интерфакс» e-disclosure.ru.
Теперь вы знаете, что такое ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг, что он содержит, и где его можно найти. Используйте эти данные при анализе компании для принятия инвестиционных решений.
На этом у меня все. Оставайтесь на Финансовом гении — сайте, который повысит вашу финансовую грамотность, научит разбираться в тонкостях всевозможных способов заработка и инвестирования. До новых встреч на страницах сайта!
ЦЕНТР РАСКРЫТИЯ
Банк России опубликовал проект новой редакции Положения о раскрытии информации, которое сократит дублирование информации в отчетности компаний, а также уменьшит число публикуемых эмитентами существенных фактов.
Проект предполагает переход эмитентов, обязанных раскрывать информацию в соответствии со статьей 30 закона «О рынке ценных бумаг» ФЗ, на полугодовую периодичность раскрытия регулярных отчетов. При этом собственно финансовую отчетность эмитенты по-прежнему должны будут раскрывать ежеквартально.
Срок раскрытия отчета предполагается привязать к дате раскрытия отчетности по МСФО за 6 или 12 месяцев, а не к дате окончания отчетного периода, как это сейчас, что приведёт к сокращению сроков выхода отчетов на рынок.
Сам текст отчета претерпит серьезные изменения. В частности, будет максимально исключено дублирование информации отчета с уже опубликованными существенными фактами.
В ряде случаев при составлении отчета компании необходимо будет раскрывать информацию по группе эмитента, а не только по самому эмитенту, что отвечает международной практике.
Отдельно в проекте положения оговаривается обязанность эмитентов раскрывать промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 3, 6 и 9 месяцев.
В самих отчетах, опять же с целью исключения дублирования информации, достаточно будет дать гиперссылку на ранее раскрытую финансовую отчетность.
С учетом потребностей участников рынка, ЦБ хочет обязать ПАО раскрывать внутренние документы, определяющие политику компании в области организации и осуществления внутреннего аудита.
Еще одно нововведение связано с повышением качества раскрытия. В списках аффилированных лиц, публикуемых эмитентами, теперь надо будет указывать ОГРН юридических лиц. В то же время сами списки теперь надо будет раскрывать раз в полгода, а не ежеквартально.
Если эмитент входит в группу компаний, то при определенных условиях ему будет предоставлена возможность сослаться на список аффилированных лиц своей материнской компании, уже раскрытый на сайте в сети Интернет. Это также должно сократить трудозатраты эмитентов.
Серьезно будет корректирован список публикуемых компаниями сущфактов, который сейчас состоит в общей сложности из 52 позиций.
Так, компаниям больше не нужно будет раскрывать на лентах агентств малоинформативные сообщения о раскрытии в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, списков аффилированных лиц, ежеквартального отчета, консолидированной финансовой отчетности. Также в проекте отсутствует определение понятия «подконтрольная организация, имеющая существенное значение» и все сопутствующие этому понятию требования по раскрытию, действующие сейчас.
Проект положения предполагает, что компании больше не будут публиковать сущфакты:
— О непринятии советом директоров решений, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами;
— О направлении эмитентом заявления о внесении в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией эмитента;
— О появлении у эмитента подконтрольной ему организации, имеющей для него существенное значение, а также о прекращении оснований контроля над такой организацией;
— О появлении лица, контролирующего эмитента, а также о прекращении оснований такого контроля;
— О принятии решения о реорганизации или ликвидации организацией, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение;
— О внесении в ЕГРЮЛ записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или с ликвидацией организации, контролирующей эмитента, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента;
— О появлении у эмитента, контролирующего его лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, признаков несостоятельности (банкротства);
— О принятии арбитражным судом заявления о признании контролирующего эмитента лица, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лица, предоставившего обеспечение по облигациям этого эмитента, банкротами;
— О предъявлении эмитенту, контролирующей его организации, подконтрольной эмитенту организации, имеющей для него существенное значение, либо лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, существенного иска;
— О заключении эмитентом договоров с организаторами торговли;
— О заключении эмитентом договора о поддержании (стабилизации) цен на ценные бумаги эмитента;
— О подаче эмитентом заявления на получение разрешения Банка России на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации;
— О совершении лицом, предоставившим обеспечение по облигациям эмитента, сделки, размер которой составляет 10 или более процентов балансовой стоимости активов;
— О совершении организацией, контролирующей эмитента, или подконтрольной эмитенту организацией, имеющей для него существенное значение, сделки, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации крупной сделкой;
— Об изменении стоимости активов лица, предоставившего обеспечение по облигациям эмитента, которое составляет 10 или более процентов балансовой стоимости активов такого лица;
— О получении, приостановлении действия, возобновлении действия, переоформлении, об отзыве (аннулировании) или о прекращении по иным основаниям действия разрешения (лицензии) эмитента на осуществление определенной деятельности, имеющей для указанного эмитента существенное финансово-хозяйственное значение;
— Об истечении срока полномочий единоличного исполнительного органа и (или) членов коллегиального исполнительного органа эмитента;
— Об изменении размера доли участия в уставном (складочном) капитале эмитента и подконтрольных эмитенту организаций, имеющих для него существенное значение членов органов управления эмитента;
— О привлечении или замене организаций, оказывающих эмитенту услуги посредника при исполнении эмитентом обязательств по облигациям или иным эмиссионным ценным бумагам эмитента;
— О предъявлении лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, требований, связанных с исполнением обязательств по таким облигациям.
Все эти типы сообщений либо имеют малую практическую ценность для рынка, либо дублируют информацию из общедоступных источников — ЕГРЮЛ, Федресурса, сайта Банка России.
В то же время планируется ввести требование раскрывать на странице эмитента на сайте аккредитованного агентства информацию о регистраторе.
При этом сущфакты и сообщения будут дополнены, согласно проекту положения, следующей информацией:
— О принятии решения о приобретении (о наступлении оснований для приобретения) эмитентом размещенных им ценных бумаг;
— Об иных выплатах, причитающихся владельцам ценных бумаг эмитента (имеются в виду выплаты по «амортизационным» облигациям);
— О совершении существенной сделки организацией, в которой эмитент имеет право прямо распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления указанной организации;
О совершении подконтрольной эмитенту организацией сделки, в совершении которой имеется заинтересованность;
— О дате, с которой представитель владельцев облигаций осуществляет свои полномочия;
— О заключении эмитентом соглашения о прекращении обязательств по облигациям эмитента предоставлением отступного или новацией;
— О возникновении у владельцев конвертируемых ценных бумаг эмитента права требовать от эмитента конвертации принадлежащих им конвертируемых ценных бумаг эмитента.
Также регулятор предлагает вести пропорциональные требования к раскрытию информации в зависимости от категории эмитента. Например, субъекты малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не допущены к организованным торгам, могут не раскрывать консолидированную финансовую отчетность, а отчет эмитента и бухгалтерскую отчетность должны публиковать один раз в год.
«Проект без ущерба для информационной прозрачности рынка ценных бумаг в целом сокращает административную нагрузку на эмитентов, связанную с наличием в действующем регулировании избыточных требований к раскрытию информации эмитентами, в результате соблюдения которых важные для принятия инвестиционных решений сведения могут затеряться в информационном потоке повторяющейся и незначительной информации (проблема «информационного шума»)», — говорится в пресс-релизе ЦБ РФ.
Планируется, что основные положения проекта вступят в силу с 1 января 2020 года.
Проект положения принят во исполнение принятого в конце 2018 года и вступающего в силу с 1 января 2020 года закона об упрощении эмиссии ценных бумаг и совершенствовании процедуры раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Эмитенты, которых сейчас в России менее 2,5 тыс., раскрывают сообщения о существенных фактах (около 150 тыс. в год) через аккредитованные Банком России агентства, в том числе «Интерфакс» (www.e-disclosure.ru). На сайтах аккредитованных агентств также размещается отчетность компаний.
Число компаний-эмитентов сократилось за последние годы в 3 раза, число раскрываемых сущфактов – более чем в 2 раза.
Ошибки при раскрытии ежеквартальных отчетов
Какие ошибки чаще всего встречаются при раскрытии ежеквартальных отчетов эмитентов ценных бумаг и как их избежать?
Требования к раскрытию ежеквартального отчета предусмотрены разд. IV положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее — Положение № 454-П).
Часто допускаемой ошибкой при раскрытии ежеквартального отчета является нарушение срока. Он исчисляется в календарных днях – не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала, и переносится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (с выходных на первый рабочий день).
Ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению 3 к Положению № 454-П.
Эмитентам нужно обратить внимание на следующее.
Если уставом общества предусмотрено утверждение ежеквартального отчета советом директоров или общим собранием акционеров, то данная информация должна быть отражена на его титульном листе.
Во введении ежеквартального отчета основания возникновения обязанности следует указывать в соответствии с п. 10.1 Положения № 454-П. Встречаются случаи недостоверности указанных оснований.
Информация о подконтрольных эмитенту организациях, имеющих для него существенное значение, отражается в п. 3.5. Данная информация должна также отражаться в пп. 8.1.4.
Перечень лиц, входящих в состав органов управления общества (п. 5.2), должен содержаться в списке аффилированных лиц общества за соответствующий период и сообщениях о существенных фактах (п. 14.4 и 14.8 Положения № 454-П) в зависимости от статуса общества. Необходимо указывать всю информацию в отношении лиц, входящих в состав органов управления, предусмотренную Положением № 454-П.
Также необходимо указывать на участие или неучастие членов совета директоров в работе комитетов совета директоров с указанием названия комитета (комитетов).
Информация о размере всех видов вознаграждения по каждому органу управления эмитента (включая информацию о заработной плате, если член органа являлся работником эмитента) указывается за II–IV кварталы нарастающим итогом (п. 5.3).
Структура органов контроля над финансово-хозяйственной деятельностью должна соответствовать уставу эмитента (п. 5.4). Кроме этого, необходимо отражать информацию о наличии или отсутствии структурных подразделений по управлению рисками и внутреннему контролю.
Отсутствие в ежеквартальном отчете сведений о руководителе отдельного структурного подразделения по управлению рисками и внутреннему контролю и (или) отдельного структурного подразделения внутреннего аудита является нарушением (п. 5.5).
В п. 6.1 должна содержаться информация в том числе о количестве собственных акций, находящихся на балансе общества на дату окончания отчетного квартала. Распространенная ошибка: указано, что все акции, составляющие уставный капитал, размещены среди акционеров, при этом согласно п. 6.1 они находятся на балансе общества.
В п. 6.2 необходимо указывать сведения об акционерах, владеющих не менее чем 5% уставного капитала или обыкновенных акций общества. Отсутствие информации о контролирующих лицах данных акционеров является нарушением. Кроме этого, если у акционера общества нет контролирующего лица, то указывается информация об акционерах общества, владеющих не менее чем 20% уставного капитала или не менее чем 20% обыкновенных акций акционера общества.
В составе ежеквартального отчета за I квартал или приложением к нему необходимо раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, даже если она опубликована на странице, используемой обществом для раскрытия (п. 7.1).
Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 3, 6 и 9 месяцев подлежит раскрытию в составе ежеквартальных отчетов за I, II и III кварталы соответственно (п. 7.2). И она должна в себя включать две формы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах).
Если эмитент не составляет консолидированную финансовую отчетность, в п. 7.3 должно быть указано основание, в силу которого у эмитента отсутствует обязанность по ее составлению.
Информация о дивидендах, начисляемых и выплачиваемых акционерам, должна приводиться за период не менее пять лет (пп. 8.7.1).
За нарушение законодательства в части раскрытия информации предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.
Кроме этого, невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 до 700 тыс. руб.
Сейчас готовится новая редакция Положения о раскрытии информации, направленная на исключение дублирования информации, которая предусмотрит требования к порядку раскрытия и содержанию отчета эмитента, публикуемого вместо ежеквартального отчета.
Ежеквартальный отчёт эмитента
Публичная эмиссия ценных бумаг, то есть их выпуск в обращение для широкого круга лиц, требует от их эмитента предоставления определённой отчётности перед своими действующими и потенциальными инвесторами. Анализ такого рода отчётов позволяет инвесторам взвешенно принимать решения касательно покупки бумаг того или иного эмитента и значительно снижает их риски.
Помимо рассматриваемого здесь ежеквартального отчёта, компании-эмитенты должны обнародовать (публиковать в открытом доступе, в сети интернет) следующие виды отчётов:
- Консолидированную финансовую отчётность о своей деятельности;
- Информацию о существенных фактах своей деятельности.
В былые времена, такая отчётность не вменялась в обязанности публичных компаний эмитентов ценных бумаг. Ещё в середине девяностых годов прошлого века, в России, в этом плане царил самый настоящий бардак. Компании-эмитенты составляли несколько вариантов отчёта:
- Для себя. Здесь отражалась объективная информация необходимая руководству компании для принятия ключевых управленческих решений;
- Для налоговой инспекции. Этот вариант создавался с целью максимально снизить уровень уплачиваемых налогов;
- Для потенциальных инвесторов. Здесь все показатели работы компании подгонялись таким образом, чтобы показать её в максимально выгодном свете.
Обязанности обнародовать свою отчётность у эмитентов не было и инвесторы приобретали её у информационных агентств (многие из которых превратили такого рода деятельность в основную статью своего дохода). При этом не было никакой уверенности в том, что приобретённая таким образом отчётность окажется достоверной.
В настоящее время ситуация изменилась и теперь каждый эмитент ценных бумаг, подпадающий под ниже перечисленные категории, обязан обнародовать свою финансовую отчётность:
- Любые эмитенты выпускавшие хотя бы один проспект ценных бумаг;
- Все те эмитенты, которые реорганизовались в акционерные общества из государственных или муниципальных предприятий посредством приватизации;
- Все эмитенты биржевых облигаций допущенных к организованным торгам на официальных биржевых площадках;
- Все эмитенты РДР (российских депозитарных расписок) допущенных к биржевым торгам.
В состав ежеквартального отчёта эмитента включаются следующие основные данные**:
- Бухгалтерский отчёт за предыдущий отчётный год;
- Бухгалтерский отчёт за предыдущий квартал;
- Если речь идёт об эмиссии облигаций с обеспечением, то необходимо указать всю информацию как о предоставленном обеспечении, так и о лицах его предоставивших;
- Помимо вышеперечисленной информации, сюда может быть включена и любая другая, оговоренная нормативными актами ЦБ РФ.
Помимо обнародования соответствующих отчётов, компания-эмитент обязана предоставить аудиторское заключение подтверждающее истинность указанных в них сведений.
После составления ежеквартального отчёта, он должен быть утверждён и подписан главным бухгалтером организации и её генеральным директором (президентом, председателем совета директоров). После этого, в том случае, если обнаружится несоответствие данных отчёта истинному положению вещей в компании, вся ответственность (в т.ч. за связанные с этим убытки инвесторов) ложится на плечи лиц его утвердивших и подписавших.
Обнародование отчётности происходит посредством публикации в сети интернет (как правило на собственном сайте компании) не позднее, чем через 45 дней после окончания очередного квартала.
** Составление отчёта производится согласно положению ЦБ РФ о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг №454-П от 30.12.2014 года.
Понравилась статья? Сохраните ссылку на неё у себя в соцсетях: