Методы регулирования государством рынка
Методы государственного регулирования рыночной экономики
Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему недостатки.
Какие именно недостатки рынка могут быть устранены и с помощью, каких именно мер регулирования?
Собственно говоря, вся макроэкономика есть попытка найти ответ на этот вопрос. Остановимся на некоторых из них.
1.Создание общественных благ. Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создание и реализация общественных благ является задачей государства. Общественные блага не являются однородными: они выступают как чисто — и частично — общественные блага. Производство чисто общественных благ (национальная оборона, охрана общественного порядка и др.) полностью возлагается на государство. В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом государство берет на себя и гарантирует лишь такой уровень потребления частично общественных благ, который в данный момент может быть обеспечен ресурсами государственного бюджета.
2.Регулирование внешних (побочных) эффектов. Рыночный механизм не может справиться с этой проблемой. Внешний эффект — это эффект, влияющий на фирмы при производстве товаров. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций со стороны последних. Пример отрицательного внешнего эффекта: загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог. Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства. Приведем две из них, противоположные. А. Пигу (английский экономист, автор теории государства всеобщего благоденствия) предлагает налоговый путь разрешения этого вопроса, что предполагает активную роль государства. Р. Коуз (американский экономист, теоретик неоклассической школы) считает, что регулирование внешних эффектов наиболее выгодно на основе частных соглашений собственников. Для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов трудно установить «виновного» (например, озоновые дыры), поэтому проблема источника компенсаций внешних эффектов остается одной из самых сложных в экономической теории.
3.Перераспределение доходов. Рынок не обеспечивает социальной справедливости. Рыночное регулирование сопряжено с большой дифференциацией доходов. Опыт показывает, что эффективными инструментами минимизации этих издержек являются оптимальное налогообложение и выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия по безработице и т. д.). При такой перераспределительной системе распределение располагаемых доходов оказывается более равномерным, чем распределение первичных доходов. Все три рассмотренные направления государственного регулирования: эффективное производство коллективных благ, оправданное регулирование внешних эффектов и справедливое распределение доходов признают теперь все западные экономисты, даже те, которые придерживаются философии «laisser faire».
4.Проведение антимонопольной политики. Еще один важный фактор, заставляющий государство прибегать к корректировке рыночных механизмов, — несовершенство реального рынка в сравнении с его идеальной теоретической моделью, несовершенство, порождаемое крупными корпорациями, монополизирующими рынки товаров и труда и делающими цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения. Борьба с монополизмом, защита принципов свободной конкуренции могут быть выполнены только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.
5.Поддержка малого бизнеса. В смешанной экономике малый бизнес играет весьма заметную роль: он способствует поддержанию конкуренции и созданию рабочих мест. Он представляет собой совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посредством налоговой, кредитной политики, оказания образовательных, консалтинговых и иных услуг.
6.Макроэкономическая стабилизация — одна из главных регулирующих функций государства. Она направлена на предотвращение экономического спада, поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается посредством фискальной и денежной политики. В период экономических кризисов применяются чрезвычайные меры, предусмотренные программой стабилизации экономики.
7.Регулирование внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности проводится с помощью таможенных штрафов и нетарифных мер регулирования. Однако не следует забывать, что вмешательство государства в экономику имеет пределы. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.
Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка
Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.
Основы финансирования
Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.
Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.
Структура рынка
Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.
Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.
Функции и инструменты рынка
Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.
В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.
На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:
- увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
- перераспределение бюджетных средств;
- снижение циклов торговли;
- экономия обращения;
- поддержка непрерывного процесса воспроизводства.
Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.
Государственное регулирование рынка
Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.
Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.
Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:
- выполнение только в соответствии с законодательством;
- отсутствие монополии;
- обязательное лицензирование деятельности;
- контроль транзакций посредников;
- защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.
Основные задачи и механизм регулирования
В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:
- Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
- Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).
Регулирование рынка в РФ
Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.
Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:
- ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
- ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
- Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.
Гарант финансовых инвестиций
Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.
В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.
Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.
Методы государственного регулирования рыночной экономики
Методы государственного регулирования экономики, т.е. способы воздействия на ее субъектов, их поведение, по форме подразделяются на активные и пассивные, по адресности — на прямые и косвенные, по содержанию — на правовые, административные и экономические.
Активные методы предполагают оперативные регулирующие действия государственных органов в ответ на меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за ее пределами. К ним можно отнести, например манипулирование Центральным банком ставкой рефинансирования.
Пассивные методы заключаются в создании системы долговременных норм и правил (обязательных и рекомендательных), которым должны следовать субъекты, чтобы в максимальной степени реализовать собственные интересы при одновременном соблюдении интересов общества. В этом случае государство только пресекает нарушения обязательных требований. Пассивным методом государственного регулирования экономики служит издание соответствующих законодательных актов и контроль их исполнения.
Прямые методы регулирования характеризуются адресностью, направленностью на конкретных субъектов или процессы.
В качестве примера можно привести:
o государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг конкретными производителями;
o безвозвратное целевое финансирование тех или иных территорий, отраслей, предприятий (субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней — общенациональных, региональных, местных);
o адресные льготные кредиты производителям;
o финансирование строительства объектов государственной собственности;
o ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
o лицензирование отдельных видов деятельности, внешнеторговых операций и пр.
Игнорирование хозяйствующими субъектами такого рода действий со стороны государства влечет либо экономические потери, либо административные санкции.
Косвенные методы не имеют непосредственного адресата и направлены на экономическое пространство в целом, определяя «правила игры» в нем. Они опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от прямых методов регулирования косвенные действуют автоматически. Неподчинение им обычно влечет экономические потери. Косвенными методами государственного регулирования экономики можно считать:
o экономическое прогнозирование, в результате которого частные фирмы получают достаточно надежные ориентиры для своего развития, осуществления инвестиционных проектов;
o определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах и т.п.;
o манипулирование налогами и системой налоговых льгот;
o регулирование цен и тарифов, платежей за ресурсы, валютных курсов, нормы амортизационных отчислений, ставки рефинансирования, количества денег в сфере обращения и пр.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется.
Таким образом, государство, используя прямые или косвенные рычаги воздействия на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования. Рассмотрим теперь методы государственного регулирования экономики с точки зрения их содержания.
Правовые методы опираются на систему нормативных актов, требованиям которых в обычных условиях должны следовать все субъекты хозяйственной деятельности. Речь идет, например, о правовых нормах, определяющих условия заключения контрактов, функционирования предприятий; взаимных обязательствах в области трудовых отношений; нормативных требованиях к качеству и сертификации определенных технологий и продукции и т.п.
Правовые нормы и механизм их применения являются основой государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. В современном цивилизованном обществе в правовой форме осуществляются практически все хозяйственные процессы. Это придает им особый конституирующий статус, проявляющийся в том, что они могут сдерживать ее развитие, создавать для него необходимый простор и задавать нужное направление или вообще «отпускать на самотек», как это произошло, например в эпоху горбачевской и ельцинских реформ. Грамотно построенная система законодательства и его правильное применение могут существенно ускорить экономическое развитие страны, повысить эффективность хозяйственных процессов.
Исходя из сказанного, необходимо, чтобы система правовых норм соответствовала реальному состоянию общества, в частности экономики (что требует их тщательного изучения и осмысления), создавала необходимый простор для развития позитивных тенденций и пресекала негативные.
К административным методам регулирования экономики относятся:
1)запрещение какой-либо деятельности, признание тех или иных товаров и услуг и их компонентов общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению;
2)разрешение (лицензирование, квотирование и пр.) на ведение многих видов экономической деятельности, на ввоз и вывоз ряда товаров (лекарств, продовольствия);
3)принуждение (проводить природоохранные мероприятия, обеспечивать безопасные условия труда работникам);
4) контроль (над доходами, ценами и пр.).
Эти меры не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а опираются на «силу» приказа, государственной власти.
Административные методы регулирования в развитых странах используются в незначительных масштабах. Их сфера ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для поддержки социально слабо защищенных слоев населения, осуществлением внешнеэкономических контактов.
Так, государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров (например, в 2006 г. в Россию был запрещен ввоз вин из Грузии и Молдовы, минеральной воды «Боржоми», мяса, поставляемого польскими фирмами, и пр.). Государство обязывает предприятия организовывать на местах производственное обучение, повышать квалификацию персонала, создавать безопасные условия для работников.
Экономические методы влияют на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
o налоги и бюджетные выплаты, посредством которых осуществляется прямое адресное воздействие на хозяйствующих субъектов;
o денежно-кредитные инструменты (манипулирование учетной ставкой, осуществляемое Центральным банком, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты обязаны хранить в Центральном банке, операции с государственными ценными бумагами, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение). При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении;
o амортизационная политика;
o программирование, прогнозирование, планирование экономики;
o создание объектов государственной собственности и осуществление на их базе предпринимательской и иной деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование частного бизнеса.
Среди методов государственного регулирования экономики нет совершенно непригодных и неэффективных, нужны все; главное при этом — определить те области, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.
27. Методы регулирования рынка
27. Методы регулирования рынка
Существует несколько методов регулирования рынка, но наиболее эффективными и часто используемыми являются административные и экономический.
Административные методы активно используются в сферах защиты прав потребителей, охраны окружающей среды. Они ограничивают свободу хозяйствующих субъектов. К административным методам регулирования относятся: запреты на использование опасных технологий, выбросов вредных отходов производства, рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. д. Прямое административное принуждение хозяйствующих субъектов к выполнению тех или иных действий или, напротив, запрещение этих действий одновременно оказывает косвенное воздействие на все сопряженные с регулируемой сферой экономические процессы.
Если административные методы регулирования противодействуют саморегулирующимся рыночным механизмам, блокируют их, то экономические методы, напротив, опираются на их активное использование. Создание целостной системы экономических методов государственного воздействия на хозяйственную сферу – важнейшая задача при переходе к рынку. Однако было бы упрощенным подходом считать, что экономическими методами воздействия, адекватными природе рынка, возможно пользоваться неограниченно.
К экономическим методам воздействия на рыночные процессы относятся кредитные, налоговые, а также трансфертные, т. е. перераспределение денежных средств с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Применяя эти методы, государство управляет важнейшими процессами как при формировании рынка, так и в стадии его саморегулирования.
При переходе к рынку, при создании многообразных форм собственности включились и обретают все большую действенность свойственные рыночной экономике механизмы саморегуляции – стремление каждого из участников рыночных отношений к максимальной выгоде, условия конкуренции и т. д.
В рыночной экономике основной регулятор хозяйственных пропорций – сам рынок. Государственное же управление осуществляется на совершенно иных, чем при полностью плановой экономике, принципах: необходимости и достаточности. Оно применяется лишь в тех областях хозяйствования, где рыночные отношения по каким-либо причинам оказываются малоэффективны или же если государственное регулирование в этой сфере признается более целесообразным, отвечающим интересам граждан, общества и государства.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Похожие главы из других книг:
2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования
2. Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования Развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования происходило очень бурно и отличалось недостаточной последовательностью и системностью. В результате в регулирующей базе существуют
4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву
4. Методы правового регулирования, присущие банковскому праву Правовые нормы, которые закрепляются в нормативных правовых актах, входящих в состав банковского права, могут относиться к нормам либо публичного, либо частного права.Так, к публично-правовым относятся нормы,
7. Формы и методы государственного регулирования
7. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной
21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка
21.2. EMIR. Проект правил регулирования инфраструктуры европейского финансового рынка Менее чем через два месяца после того, как президент Обама подписал закон Додда – Франка, Европейская комиссия утвердила широкомасштабные детальные предложения по законодательству
4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка
4.6. Электронные деньги в Европейском Союзе: влияние регулирования на развитие рынка Электронные деньги впервые появились в Японии во второй половине 1980-х годов, когда предоплаченные чиповые карты некоторых телефонных, транспортных и торговых компаний стали приниматься
1. Формы и методы государственного регулирования
1. Формы и методы государственного регулирования Государство регулирует инвестиционную деятельность для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, а также проведения реформ. И наоборот, ослабевает при стабильной
19. Методы государственного регулирования обращения денег.
19. Методы государственного регулирования обращения денег. Метод регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой
23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции
23. Методы, границы, противоречия регулирования инфляции Ее регулирование – задача государства. Необходимость регулирования в негативных социально-экономических последствиях.По бюджету: снижаются доходы => снижение расходов => снижение соц. выплат => распределение
7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере
7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией
3. Формы и методы государственного регулирования экономики
3. Формы и методы государственного регулирования экономики По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и
7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен
7.1. Цели, значение и методы государственного регулирования цен Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Переход России к построению рыночной системы хозяйствования предполагает разработку новой экономической политики, в основе которой должно лежать
15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики
15.3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему
4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации
4.3. Механизмы регулирования мирового финансового рынка в условиях глобализации Неотъемлемыми чертами современной экономики являются процессы интернационализации и глобализации мирового хозяйства и в том числе – финансового рынка. Отмена ограничений на
16.1. Сущность и методы государственного регулирования
16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и