Expresspool.ru

Финансовый журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизмы регулирования рынка

Государственное регулирование рынка. Механизм регулирования рынка

Государственное регулирование рынка является главным рычагом принудительной нормализации как внутреннего, так и внешнего экономического состояния любой страны. На данный момент существует несколько рекомендованных методов к стимулированию оптимальной работы финансового сектора. Перед их изучением необходимо ознакомиться со структурой и функциями экономического рынка.

Основы финансирования

Денежный сектор на сегодняшний день представляет собой самостоятельный элемент. Именно он формирует мировой финансовый рынок. Денежный сектор является частью и кредитной составляющей экономического баланса со всеми его доходами и оборотами.

Финансовый рынок представляет собой совокупность международных и национальных отношений, которые обеспечивают направление, распределение и аккумуляцию развития капиталов между различными субъектами системы. Катализатором в этой структуре выступают банковские учреждения. Их целью является достижение оптимального соотношения спроса по выгодному предложению для обеих сторон. При этом капитал с каждой новой транзакцией поднимается на новый уровень.Финансовый рынок предоставляет обществу услуги, снабжая деньгами его субъектов в нужный отрезок времени. Иными словами, это биржа, где в качестве товара выступает валютный капитал. В свою очередь, деньги играют транспортную роль. Они участвуют в обращении на бирже ценных бумаг, на кредитных и страховых торгах. Это одна большая единая экономическая сущность, состоящая из отношений и механизма перераспределения.

Структура рынка

Финансовый сектор можно разделить на пять составляющих: инвестиционную, фондовую, кредитную, валютную и страховую. Относительно этого формируется структура рынка. В нее входят кредитные, валютные, фондовые и страховые операции, а также всевозможное инвестиции.

Здесь объектами купли-продажи являются финансовые ресурсы. Отличаться они могут по виду сделок относительно секторов рынка. К примеру, в кредитных операциях деньги играют свою собственную роль, а на фондовых торгах продаются только права на возможность получения доходов. Именно поэтому финансовый рынок можно представить как индикатор состояния всей экономики, которая зависит от перераспределения ресурсов.Структуру мирового биржевого сектора принято делить на три группы: деньги, капитал и кредиты. Операции над каждой из этих финансовых групп могут быть краткосрочными или долгосрочными. Наиболее протяженными из них будут кредитные ссуды, которые не имеют четких границ. Здесь доходная часть зависит от определения процентов. Формирование таких ставок регулируется организацией, предоставляющей эту услугу.

Функции и инструменты рынка

Система денежных отношений определяет состояние экономики и ее субъектов. В зависимости от течения дел оно может быть на микроуровне или макроуровне. Финансовое состояние является первостепенным показателем эффективности рынка.

В мировой экономике рассматривается только макроуровень. Он определяется следующими показателями: прибыль и расходы, дефицит бюджета, долги, сальдо баланса, процентные ставки, инфляция, курс валют, масса капитала, объем ценных бумаг и сбережений.

На сегодняшний день принято различать пять функций финансового рынка:

  • увеличение скорости централизации и концентрации капитала;
  • перераспределение бюджетных средств;
  • снижение циклов торговли;
  • экономия обращения;
  • поддержка непрерывного процесса воспроизводства.

Инструментами биржевого сектора являются задокументированные денежные обязательства субъектов, оформленные в соответствии с текущим законодательством. В настоящий момент в мировой экономике распространена практика слияния различных посредников для однотипных операций. Развитие сотрудничества способствовало появлению таких финансовых инструментов, как векселя, акции, чеки, расписки, облигации, полисы, закладные, сертификаты и пр.

Государственное регулирование рынка

Эта экономическая процедура представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики страны. Только грамотный и своевременный контроль за финансовыми рынками позволит обеспечить их успешное процветание.

Государственное регулирование рынка экономики условно можно разделить на две модели. Первая называется доминирующей. Она предполагает господство органов государственной власти над всей экономической структурой страны, оставляя лишь незначительную часть полномочий предприятиям и организациям. Вторая модель основывается на саморегулировании рынка. Здесь все главные функции по налаживанию экономической ситуации отдаются в руки организаций. Власти страны лишь контролируют течение дел и имеют право вмешаться в нужный момент. Такие методы государственного регулирования позволяют упорядочить деятельности отдельных участков рынка. Кроме этого, структурируются и операции организаций, на которые им хватает полномочий.

Государственное регулирование финансового рынка должно включать следующие пункты:

  • выполнение только в соответствии с законодательством;
  • отсутствие монополии;
  • обязательное лицензирование деятельности;
  • контроль транзакций посредников;
  • защита прав и интересов инвесторов и кредиторов.

Основные задачи и механизм регулирования

В случае упадка экономики государство должно взять на себя ответственность за нормализацию финансового сектора в стране. Механизм регулирования рынка преследует следующие цели:

  • Обеспечение эффективной деятельности финансового сектора за счет его развития и повышения конкурентоспособности.2. Снижение вероятности рисков к минимуму, чтобы исключить возможность банкротства фондового и кредитного рынков.
  • Контроль за инфраструктурой финансового сектора (коммерческие фонды и банки, страховые организации и т.д.).

Регулирование рынка в РФ

Случившийся несколько лет назад международный банковский кризис заставил ведущие страны мира задуматься над процессами стабилизации финансового сектора. Сегодня биржи очень нестабильны, поэтому со стороны властей нужен надлежащий контроль и четкий алгоритм действий.

Читать еще:  Начало торгов на валютной бирже

Государственное регулирование рынка России может осуществляться сразу несколькими структурами:

  • ФС по занятости и труду. Данной федеральной службой осуществляется лицензирование организаций, разработка финансовых инструментов и контроль за состоянием рынка.
  • ФС по финансам. Этой службой проводится регистрация транзакций и проверка их законного соблюдения.3. ФС по страхованию. Осуществляет такие методы государственного регулирования, как контроль за состоянием клиентов и выдача лицензий начинающим компаниям.
  • Центробанк. Устанавливает правила ведения финансовых транзакций. Контролирует все виды валютных и кредитных операций.

Гарант финансовых инвестиций

Государственное регулирование рынка, помимо стабилизации экономической ситуации, преследует еще одну немаловажную цель – защиту вложений. Согласно соответствующему закону Правительства РФ, инвесторам не стоит беспокоиться о своих накопленных средствах.

В момент регулирования рынка инвестор вправе запросить любую информацию, касающуюся его ценных бумаг и состояния его капитала. Центробанк гарантирует сохранность вложенных средств.

Жалобами инвесторов занимаются органы федеральной власти.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основные экономические функции государства (правительства):

§ обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

§ зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;

§ перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

§ финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

§ изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

§ контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

§ финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

§ при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);

§ государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

§ государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

§ государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

§ усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Основными механизмами государственного регулирования экономики являются:
1) прямые механизмы государственного регулирования являются наиболее распространенными по причине своей действенности. Основной их формой является хозяйственная деятельность государства, представленная государственным сектором экономики, который имеет достаточно большие масштабы в экономически развитых странах.

В его рамках государство может, например, самостоятельно предоставлять кредиты, принимать долевое участие в компаниях, являться прямым собственником хозяйствующего субъекта. Тем самым оно не только получает прибыль, но и создает рабочие места, снижая уровень безработицы.

Прямое государственное регулирование может быть реализовано и в виде прямых инвестиций в приоритетные отрасли, с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Оно обычно направлено на регулирование хозяйственной деятельности, что существенным образом искажает действие рыночных механизмов, что не всегда приводит к благоприятным последствиям. В него также включаются и расходы на создание и поддержание функционального состояния социальной инфраструктуры – здравоохранения, образования, науки и т. д.

2) косвенные механизмы государственного регулирования – это такие методы воздействия государства на экономику, которые позволяют достигнуть поставленных целей без прямого вмешательства государства и опираются на основные закономерности функционирования национальной экономики. Обычно они направлены на поддержание нормального уровня занятости, стимулирование увеличения вывоза товаров, формирование в интересах населения стабильного ценообразования, устойчивых темпов экономического роста, перераспределение ресурсов, стимулирование инвестиционного процесса. Основным способом достижения поставленных целей является фискальная и денежно-кредитная политика.

Фискальная политика осуществляется через государственный бюджет посредством изменения его доходной и расходной частей.

Денежно-кредитная система построена на регулировании и регламентации денежного обращения.

Налоговая система входит в перечень основных косвенных механизмов государственного регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета – его доходной части. Изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы и масштабы экономического роста. Одним из видов действия налогового механизма является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Оно позволяет стимулировать темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Модификация ставки и порядка амортизационного списания изменяет норму капитальных инвестиций в развитие производства. Этот механизм является действенным для улучшения общей экономической конъюнктуры, трансформации инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.

Читать еще:  Стратегии торговли на бирже акций

Механизм рыночного регулирования;

Эластичность спроса и предложения на рынке.

Рыночное равновесие.

Предложение на рынке. Закон предложения.

Спрос на рынке. Закон спроса.

Механизм рыночного регулирования.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

РЕГУЛИРОВАНИЯ.

РЫНОЧНОГО

ТЕМА 6. МЕХАНИЗМ

Вопросы для обсуждения

1. Что представляет собой предприятие в экономи­ческом отношении?

2. Охарактеризуйте различные формы организации фирмы, найдите между ними разницу.

3. Оцените цели предприятия в соответствии с ва­шим пониманием степени их важности. Если бы руководите­лем фирмы были вы, то какую цель поставили бы на первое место?

4. Какие юридические лица относятся к коммерческим орга­низациям, а какие – к некоммерческим?

5. Что такое издержки производства и издержки об­щества?

6. Какая разница между общественными и индивидуальны­ми издержками производства?

7. Что такое прибыль?

8. Какова разница между стоимостью и себестоимостью произведенной продукции?

Литература

1. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Чепурина, Г.А. Киселевой. 5-е изд. М.: АСА, 2006.

2. Современная экономика / науч. ред. О.Ю. Мамедов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

3. Экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2005.

4. Экономика: учебник / под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: Проспект (ТК Велби), 2005.

5. Экономика: учебник / под ред. Л.Е. Басовского. М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2002.

7. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос. 2007.

8. Экономический словарь / отв. ред. А.И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Известно, что слагаемыми любого хозяйственного механизма являются: совокупность элементов в их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозмеханизма, и определенная организационная структура экономической системы.

Механизм рыночного регулирования – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и др.), а также его важнейших экономических законов.

Рынок, выступающий в качестве связующего звена между производством и потреблением, использует основные инструменты рыночного механизма: цену, спрос, предложение, конкуренцию и др.

Итак, рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта про­дукции. Этот механизм включает три глав­ных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров-услуг, а также конкуренцию.

Наименьшего пояснения требуют рыночные цены, поскольку они представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регули­рующее действие уже показано в функциях рынка.

Спроспредставляет платежеспособную потребность в определён­ных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потре­бители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. не­дельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. – 900 штук. «Напар­ник» спроса – предложение – это количество продукта, кото­рое предъявляется к продаже по определённой цене в тече­ние определённого времени. Так, если произво­дители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.

Наконец, конкуренция. Она в экономике представляет собой соперничество между участника­ми рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. В частности, производители (про­давцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как мо­жно больше и дороже продать, а наемные работники – получить боль­шую заработную плату; потребители – купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в ры­ночном успехе одних, неудаче других и проявляется конкуренция.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий. На заре своего существования рынок был местом встречи продавцов и покупателей и рассматривался как базар, рыночная площадь. Такое узкое понимание рынка было связано с его примитивными формами.

В широком смысле

Рынки –это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарами и услугами, где определяются цены.

В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа), а также децентрализованным (например, рынок рабочей силы); с точки зрения территориальных границ он может быть местным (в пределах села, города), региональным (область, регион), национальным (внутри какого-то государства), а также мировым, бывают рынки в электронном виде, что часто наблюдается в сфере электронной торговли через Интернет.

Читать еще:  Игра на бирже с чего начать

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покуателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэтомy рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

Возникновению и эффективному функционированию рынка способствовал ряд исторических условий.

Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, ведущее к специализации и обмену. Начальная примитивная форма обмена на современном языке называется бартером. Бартер – это натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, без денежной доплаты, торговая сделка осуществляемая по схеме «товар за товар».

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство изделий в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность, обособленность экономических агентов, или хозяйствующих субъектов, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности их интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности, хотя в дальнейшем она стала опираться и на другие виды собственности, включая смешанную и коллективную.

Третьим необходимым условием существования рынка является свобода предпринимательства, т.е. свобода граждан выступать на рынке в качестве хозяйствующих субъектов и заниматься, в рамках закона, той деятельностью, которая приносит им выгоду.

Особенность рынка состоит в том, что он способен обеспечить своим агентам (покупателям и продавцам) высокую степень экономических свобод.

Степень и содержание экономических свобод на рынке могут быть различными. В зависимости от этого рынки можно разделить на три типа.

Во-первых, это свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод для продавца и покупателя, т.е. при данном типе участники обладают полной независимостью, так называемым экономическим суверенитетом.

Второй тип рынка – регулируемый рынок. Данному типу рынка свойственно подчинение определенному порядку, закрепленному в правовых нормах и поддерживаемому государством.

Третий тип рынка – нелегальный. Данный тип рынка по характеру поведения его субъектов наиболее близок к первому типу, но при этом имеет существенные различия. Одной из разновидностей нелегального рынка является теневая торговля, с присущими ей нарушениями законов и правил купли-продажи. Другой разновидностью нелегального рынка является черный рынок, для которого характерна реализация запрещенных законом товаров (например, наркотики, оружие).

Современный рынок представляет собой систему рынков. Система рынков – это совокупность множества рынков различного назначения.

В системе современных рынков выделяются следующие подразделения:

а) рынок средств производства, на котором приобретаются вещественные факторы производства, включая оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и электроэнергия;

б) рынок ссудных капиталов, на котором осуществляется купля и продажа временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях;

г) рынок потребительских товаров, который подразделяется на множество сегментов, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, включая жилье;

д) рынок труда, где встречаются работодатели и наемные работники;

е) рынок услуг, куда входят различные виды сервиса;

ж) рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

з) рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

и) рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые проводится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

к) рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

По субъектамразличают рынки:

3) государственных учреждений;

4) промежуточных продавцов-посредников.

По общественному разделению труда различают рынки:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector