Что такое провалы рынка - Финансовый журнал
Expresspool.ru

Финансовый журнал
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое провалы рынка

Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка

«Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия (подробно тема 6); несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага.

Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.

Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.

Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления (потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления) и несоперничество в потреблении (при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других). К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой — их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.

Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.

Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.

Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.

Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.

Политика поддержания доходов.

Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

Пресечение асимметричной информации.

Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

Минимизация трансакционнных издержек.

В принципе, принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.

Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.

Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.

Производство общественных товаров.

Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования — налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.

Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.

Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Провалы» рынка

В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, неполадками, провалами, фиаско, неэффективностью, дефектами, неспособностью, небезупречностью, бессилием, ограниченностью, что не меняет сути. «Провалы» рынка представляют собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).

1). Внешние эффекты или экстерналии- эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не способна учитывать общественные, коллективные потребности (например, национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей)

Внешними эффектами называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направленность, например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды в результате производства товара и т.д.

Читать еще:  Стоит ли играть на бирже

Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они: возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами; обладают «внешней» направленностью для участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц; не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах; имеют различные сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление экономических благ); могут быть как положительными, так и отрицательными;

Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. «К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений.»

Положительные внешние эффектывозникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Положительный внешний эффект- дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене.

Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (например, чистый воздух) отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка; возможность бесплатного использования ресурса; перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена); неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (например, образование); отсутствует стоимостная оценка; возможность бесплатного получения выгод; недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена); неэффективное распределение ресурсов.

2). Общественное благо (pure public good) — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить; общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех) в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Частное благо (pure private good) — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям. Невозможно так же определить цену на отдельные единицы общественного блага. Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.

3). Неравенство в доходах(рынок игнорирует социальную справедливость). Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества: ничем не сдерживаемая рыночная система может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.

Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливое распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. В литературе фиаско рынка определено таким образом, что оно имеет отношение только к проблеме эффективности. Однако это определение не отрицает важности проблем экономической справедливости.

4). Рыночная власть (рынок не противостоит монополистическим тенденциям). Контрольный механизм рынка — конкуренция — с течением времени теряет первоначальную силу в результате слияний фирм, тайных сговоров компаний, беспощадной конкурентной борьбы, образования монополий. Некоторые экономисты считают, что технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции, так как новейшие технологии требуют использования огромных количеств реального капитала, крупных рынков (комплексных, централизованных и интегрированных), а также богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка.

Достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Таким образом, несовершенная конкуренция служит причиной неэффективности. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов от дельных товаров и факторов производства.

5). Асимметричность информации. Информацияв рыночной экономике выступает в качестве общественногоблага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с затратами на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.

Асимметричность информации- неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:

1) общее благосостояние(способствует перераспределению излишков потребителя и производителя);

2) условия рыночной конкуренции(является источником ценовой дискриминации);

3) рыночную стратегию поведения фирм(причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).

Асимметричная информация охватывает различные рынки, где качество товаров неоднородно и существенно колеблется. Чем меньше осведомленность покупателей и ниже интенсивность рыночных сделок, тем выше асимметричность информации. Так, продавец продукта знает о качестве товара больше, чем покупатель. Работник о своих способностях имеет более полную информацию, нежели предприниматель. Кредитор располагает меньшими сведениями о платежеспособности заемщика. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. К рынкам с большой долей асимметричной информации относятся: рынок товаров длительного пользования; рынок страхования; рынок кредитов; рынок труда.

Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властьюучастникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.

Асимметричность информации ликвидировать невозможно,но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.

Рыночные сигналы — это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества, гарантии, поручительства и т.д.).

Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образованиеработников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы имеют в виду производительность труда, а работники — уровень оплаты труда.

Рыночные сигналы уменьшают асимметричность информации о качестве продукции и услуг, в то же время издержки на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффективность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления выгод и издержек от ее использования.

Провалы рынка — асимметричная информация

Распространённым примером «провалов рынка» часто приводят функционирование рынков с асимметричной информацией. Звучит очень страшно, но я постараюсь предельно простым и доступным языком рассказать, что это такое. Что же за зверь такой — эта асимметричная информация?

Читать еще:  Финансовая биржа для начинающих

Лимонная история

Начинается наша история с лимонов. А именно, с научной работы американского экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов». В ней будущий нобелевский лауреат (получил премию в 2001, совместно со Стиглицем и Спенсом) описывает теоретическую ситуацию на рынке подержанных автомобилей. У американцев существует такая идиома — to buy a lemon — которая означает купить что-то, от чего потом одни проблемы. Чаще всего это относится к покупке подержанной машины, которая вдруг ломается, едва вы отъехали пару километров.

Акерлофа заинтересовал вопрос: почему машины резко теряют в цене, буквально выехав из автосалона? 100 километров на одометре, и смело можете сбрасывать часть цены, которую вы только что заплатили за новую машину. Но, как мы знаем, ничто в этом мире не происходит без причины. Так каковы же экономические предпосылки к такому поведению людей на рынке?

Акерлоф находит ответ — всему виной асимметричность информации. Продавец, который пытается сбыть подержанную машину, знает о ней больше, чем покупатель. Где что барахлит, были ли аварии, родная ли краска: то о чём покупатель авто может только догадываться, продавец знает наверняка. Какова логика покупателя в данной ситуации? Поскольку он не знает, почему именно снижена цена (то ли эта машина просто кому-то не понравилась и он решил её продать, то ли у этой машины какие-то проблемы), то он готов заплатить за неё лишь средневзвешенную цену.

Строго говоря, это и есть причина, по которой цена на автомобиль падает, стоит ему выехать из дилерского центра. Как только он выезжает оттуда, то сразу переходит в класс «подержанных» автомобилей, при покупке которых риск вытянуть кота в мешке существенно возрастает. Однако Акерлоф на этом не останавливается и идёт дальше, пытаясь изучить эту ситуацию в перспективе.

Лимонный закон Грешема

Что происходит с рынком, где наблюдается подобная информационная асимметрия? Вывод, сделанный учёным, чем-то напоминает закон плохих денег Грешема. Во имя общей экономической эрудиции я расскажу и о нём.

Закон Грешема гласит:

Плохие деньги вытесняют хорошие

Возьмём пример из жизни. В условиях высокой инфляции 90х люди хранили свои сбережения в долларах. Тогда как от рублей, которые стремительно теряли в стоимости, пытались избавиться как можно быстрее.

Это не самый классический пример действия закона Грешема. Но общие нотки есть — имея на руках плохие и хорошие деньги (рубли и доллары), люди попытаются использовать первые, а вторые сохранить на чёрный день. Во времена когда жил сам Томас Грешем, более актуальным был вопрос содержания драгоценных металлов в монете. Короли, всячески пытаясь увеличить казну, подмешивали в свою монету всякие примеси, думая, что ̶р̶ы̶н̶о̶ч̶е̶к̶ люди не заметят. Однако замечали и ещё как: в итоге хорошие монетки хранились дома, а по экономике гуляли королевские “подделки”.

В случае с рынком подержанных машин, приходит к выводу Акерлоф, можно провести аналогию с законом Грешема: плохие машины вытесняют хорошие. Зная, что покупатели не заплатят достойную цену, владельцы хороших подержанных машин отказываются от их продажи.

Однако плохие автомобили продаются по той же цене, что и хорошие, в связи с тем, что покупатель не может отличить их друг от друга (качество известно только продавцу), тогда как закон Грешема предполагает, что и покупатель, и продавец могут отличить “плохие” деньги от “хороших”. Таким образом, эта аналогия хотя и поучительна, но не является полной.

Вернёмся к мотивации владельцев хороших машин: зачем отдавать что-либо задаром? В итоге на рынке остаются машины среднего и плохого качества. Таким образом, общий уровень качества товаров(машин) снижается. В перспективе это может привести к полному коллапсу рынка как такового.

Рынок не справляется с лимонами?

Вот такая вот незавидная ситуация возникает. Продавцы и покупатели, действуя максимально рационально, по итогу получают только средне-плохие и плохие машины. Как часто бывает с экономическими работами, которые прямо или косвенно одобряют государственное вмешательство в рынок, «Рынок лимонов» Акерлофа быстро набрал популярность.

Рыночек не может в асимметричную информацию! Врач, назначая вам лечение, знает о вашей болезни больше вас. Он может назначить вам что-нибудь более дорогое и не очень нужное, а вы и не узнаете.

Люди с плохим здоровьем знают своё состояние лучше любой страховой, которая попытается провести обследование, перед покупкой у них страхового полиса. В итоге общая цена страховки увеличивается, ведь их чаще покупают именно болезненные люди, а здоровые предпочитают отказаться, поскольку цена слишком высока. В итоге последние заболевают сами, переходят в группу “болезненных”, чем увеличивают цену на страховку еще больше.

После выхода в свет «Рынка лимонов» термин «асимметричная информация» стали использовать везде, где только можно. Заёмщики знают свою финансовую ситуацию лучше кредиторов? Проблема асимметричной информации. Человек, отзывающийся на вакансию, знает о себе больше, чем работодатель? Проблема асимметричной информации.

Панацея, разумеется, одна — придёт государство и исправит все провалы рынка. Акерлоф недвусмысленно об этом намекает:

Необходимо также отметить, что на подобных рынках общественные выгоды не совпадают с частными, поэтому в ряде случаев государственное вмешательство может повысить благосостояние всех участников сделок.

Кто, если не кот?

Однако критично настроенные читатели уже могли задаться одним очевидным вопросом. Если с подержанными автомобилями всё так плохо, то почему же рынок подержанных авто по-прежнему существует и прекрасно функционирует?

Да кого это волнует, строго говоря. Научные статьи пишутся, индексы цитирования растут, нобелевские присуждаются. Все лавры получают экономисты-теоретики, а вот экономисты-практики остаются не у дел. Однако не все гонятся за мейнстримной славой. В 1982 году в журнале American Economic Review выходит статья Эрика Бонда, посвящённая изучению «Рынка лимонов» в реальности. А именно изучению американского рынка подержанных пикапов.

И знаете что увидел Эрик? Он увидел, что рынок подержанных пикапов никуда не деградирует, а спокойно существует и развивается! Как же такое может быть?

Прежде всего, растёт общая подготовленность покупателей. Ситуация, когда на рынок приходит красивая девочка с белоснежными волосами и покупает первую понравившуюся по цвету машину, вовсе не типична. Обмануть покупателя становится всё сложнее — благо доступ к информации у последнего с каждым годом растёт и растёт. Но куда интереснее другие процессы, которые отметил Эрик.

Активно развивается вторичный рынок экспертной оценки автомобилей. Многим становится понятно, что куда проще заплатить эксперту за то, чтобы тот оценил машину, чем рискнуть и оказаться с “лимоном” на руках. Спрос рождает предложение — найти эксперта также становится всё проще, а его услуги обходятся всё дешевле.

Другой интересный процесс это широкое использование эксплуатационной документации. Вместе с машиной вы получаете и документы о том, где, как и когда она проходила осмотр или ремонт.

То, о чём всегда забывают этатисты, и так любят рыночники — репутационный механизм. Существуют автосалоны подержанных автомобилей с хорошей репутацией, вероятность купить плохую машину в которых, стремится к нулевым значениям. Отдельно стоит отметить, что Эрик Бонд обращает на это внимание в 1982 году. Как думаете, в наш век интернета стало сложнее или проще отслеживать репутацию продавцов?

И последнее: на рынке подержанных пикапов распространены гарантии. Добросовестный продавец ничего не потеряет, предложив своему покупателю некий гарантийный срок. А для покупателя это послужит важным сигналом о том, что машина, которую он покупает, в хорошем состоянии.

Но ведь теория!

Но в чём же тогда ошибаются Акерлоф и десятки его последователей? Прежде всего, это классическое для мейнстримных экономистов игнорирование рыночного процесса. Для них определяющим является состояние экономического равновесия, а тот факт, что люди могут в течение времени увеличивать свои знания о функционировании рынка, остаётся вне их теоретических моделей. Неглупый, в общем-то, ученый-теоретик может всё рассчитать и предречь фиаско рынка, однако сотни и тысячи людей, взаимодействуя друг с другом, оказываются умнее него. На этом нежелании видеть рыночный процесс, посредством которого могут быть решены многие проблемы предыдущего экономического состояния, базируются и другие мифы о провалах рынка. Например, столь известная дилемма заключённого или трансакционные издержки. Но об этом я постараюсь рассказать в будущих статьях.

Касательно проблемы асимметричной информации стоит сделать еще одно важное замечание. То, что имеют ввиду под асимметричной информацией касательно провалов рынка — обычно зовётся мошенничеством. Когда дилер, зная что его машина сломана, лжёт покупателю — это мошенничество. Когда врач, договорившись с фармацевтической компанией, выписывает пациенту более дорогие лекарства — это мошенничество. И проблема тут не в «провале рынка», а в мошенничестве в условиях рынка. Однако многие допускают ошибку, считая что именно различия в полноте информации между индивидами, являются каким-то фундаментальным недостатком рыночной системы. Наоборот, асимметричная информация является неотъемлемой частью функционирования рынка.

Именно из-за того, что индивиды обладают асимметричной информацией, они по-разному оценивают блага и находят возможности для обмена. Именно из-за асимметричной информации одни предприниматели оказываются успешны, а другие нет. Случаются и проблемы: центральный банк, искусственно занижая процентную ставку, подаёт ложные информационные сигналы предпринимателям — это проблема асимметричной информации, но никак не проблема рынка!

И последнее в этом ряду: знаменитая дискуссия о невозможности экономического расчёта при социализме. Чиновник в Москве обладает одной информацией о том, что нужно людям в Сибири. Сибиряки же знают, что им нужно, гораздо лучше московского чиновника. Ирония в том, что информационная асимметрия это скорее «провал социализма», а не рынка.

Основой для этой статьи служит лекция Гленна Фокса на конференции Института Мизеса. Поэтому, если ваш английский на должном уровне, то я с радостью предлагаю вам посмотреть оригинальную лекцию. Интересующая вас часть начинается с 14 минуты:

Читать еще:  Биржа валютно фондовая

Лекция №15. «Провалы» рынка и государственное регулирование.

Краткое содержание лекции

В экономической теории эти неудачи чаще всего обозначают термином «провалы» (иногда – «несостоятельность, дефекты»). Провалами рынка называют такие проявления рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения. В экономической теории обычно выделяют следующие провалы рынка:

1.Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов.

2.Неравномерность распространения информации в экономической среде.

3.Неспособность производить общественные блага.

4.Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов.

5.Особое место среди провалов занимает неспособность рынка устранить «внешние эффекты». Эти нежелательные для общества решения, вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования. Так, монопольным тенденциям должна быть противопоставлена антимонопольная политика государства. Именно к этому пришли США и страны Западной Европы в конце XIX-начале XX в., когда свободный и конкурентный капитализм привел к образованию мощных монополий, грозивших подорвать основы рынка.

Такие провалы рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность производить общественные блага, компенсируется государственной социальной политикой и работой государственного сектора экономики.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Современная рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Как известно, существуют экономические проблемы, которые принято называть провалы рынка. Это такие ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. При этом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферами деятельности государства являются следующие: производство общественных благ, минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечение асимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономических колебаний, политика поддержания доходов.

Особую роль играет государство в правовом обеспечении функционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государство способствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действие рыночного механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов.

Важнейшим из институтов и является государство. Государство в переходный период должно быть инициатором и субъектом проводимых экономических рыночных реформ, направленных на реформирование своей роли в экономике.

В связи с тем, что рынок терпит «поражение» рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в рыночную экономику.

Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства:

1. Это правильная организация денежного обращения.

2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т.д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

3. Устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.

1. Производство общественных благ: является одной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумя характерными свойствами: не соперничество и не исключаемость из потребления. Оба свойства тесно связаны между собой:

Не исключаемость из потребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечить потребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным внешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благам относятся: национальная оборона, дорожная разметка и знаки, маяки, и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.[

Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумя указанными свойствами в ярко выраженной степени.

Классический пример: национальная оборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее.

Пример смешанного блага: автодороги. В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде на отдельные участки.

Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами, называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частного блага требуется заплатить за него. Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятся к общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство, государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, как неполнота рынков — ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставление какого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такой деятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. Очень часто на государственной основе базируется страхование вкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений, пожаров и т. д.

Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий.

Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д.

Последний из перечисленных способов ограничения государством отрицательных экстерналии стал основой образования рынка прав на причинение внешних издержек. Другими словами, государство административными мерами способствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешними эффектами.

Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналии. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага после субсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людей будет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельности между людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылок для экономического роста имеет такое общество.

2. Пресечение асимметричной информации: те, кто пытается застраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхования. В связи с этим из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство.

Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.

3. Защита конкуренции: монополизация экономики имеет ряд негативных последствий: возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние издержки не достигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительно рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба с монополизацией, защита конкуренции — задача государства. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент недобросовестного соперничества.

4. Сглаживание макроэкономических колебаний: явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.

5. Политика поддержания доходов: это — особый пункт. Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью, но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности.

Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.

7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма: рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи).

Таким образом, государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы.

Контрольные вопросы:

21. Провалами рынка называют?

22. Как государство приходит на помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит провалы?

23. В экономической теории обычно выделяют следующие провалы рынка?

Задания на самостоятельную работу студента (СРС): Коробка Эджуорта (конспект).

Office-hours (СРСП):«Провалы» рынка и государственное регулирование в РК (реферат, 6-8 стр.).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]